Социальный навигатор

Фундамент для ЕГЭ: как постепенно подготовить ребенка и причем тут лень

Читать на сайте Ria.ru
МОСКВА, 19 июн — РИА Новости, Мария Тихонова. Чем ближе экзамены, тем чаще родители и учителя просят ребенка не лениться. Иногда взрослые не подозревают, что именно им нужно было постепенно научить детей быть более организованными, чтобы подготовка к ЕГЭ не стала причиной сильного стресса. Как научить школьника не откладывать важные дела на потом, рассказала кандидат психологических наук, преподаватель Московского государственного психолого-педагогического университета Анна Адаскина на вебинаре “Психологические основы подготовки к ЕГЭ в условиях дистанционного режима обучения”.

Подмена понятий: с чем путают лень

По словам эксперта, под ленью часто понимают отсутствие желания выполнять ту работу, которая требует напряжения.
«
"К сожалению, несмотря на то, что очень много родителей обращаются с такими жалобами на своих детей и описывают их поведение как лень – в то время, как ребенок это слушает и начинает верить в то, что он ленивый – это понятие не до конца изучено", – прокомментировала Анна Адаскина.
Она отметила, что на смену понятия "лень" приходит другое. Подростки и молодые люди говорят, что они не ленятся, а прокрастинируют, то есть постоянно откладывают важные дела, что может привести к болезненным психологическим переживаниям.

Скрытые мотивы: почему дети ничего не делают

Среди причин прокрастинации, психолог в первую очередь отметила отсутствие мотивации.
"Ни один человек не будет сильно вкладываться в те задачи и прилагать усилия, если он не видит в этом смысл... С нашей взрослой точки зрения, у детей не сформирована мотивация, но иногда за этим стоят просто иная инициатива. Порой ценности и смыслы подростка не совпадают с тем, как мы это понимаем", – объяснила ученый.
Вторая, не менее распространенная причина прокрастинации или лени, по словам Адаскиной, это высокое психологическое напряжение старшеклассников. Примерно четверть школьников испытывают высокую тревогу, болезненно реагируют на насмешки и сильно переживают из-за замечаний.
План и релаксация: психологи советуют, как готовиться к ЕГЭ на дому
"Старшеклассники попадают в эту эмоциональную яму и не умеют из нее выбираться самостоятельно. Несколько раз попав в такое неблагоприятное эмоциональное состояние, дети стараются сократить свои попытки и пытаются отложить сложные дела именно из-за того, что они заранее боятся, что у них ничего не получится", – рассказала эксперт.
Кроме того, по словам Адаскиной, за внешними формами поведения могут стоять и другие проблемы. Это может быть депрессия или физиологические причины. Часто у подростков встречается астенический синдром, который проявляется в общей истощаемости, утомляемости и в проблеме с концентрацией.
Ученый отметила, что лень в чистом виде, то есть желание только получать удовольствие от жизни и ничего не делать, встречается достаточно редко.

Как помочь подростку стать более организованным

По словам Анны Адаскиной, сложности в самоорганизации чаще встречаются у подростков, родители которых ведут себя авторитарно: контролируют, не дают детям самостоятельного выбора, используют наказания и не дают права совершать ошибки.
Эксперт также обратила внимание, что самоорганизация – очень сложный процесс, который завершается к моменту созревания лобных долей головного мозга. По последним данным, это происходит к возрасту 20 лет. То есть у подростка эта часть мозга еще до конца не развита.
"Первый навык, который должен быть сформирован у школьника, это чувство времени", – рассказала психолог.
Семейные ссоры стали главной проблемой учеников при подготовке к ЕГЭ
В этом подросткам и детям, по мнению специалиста, помогут часы. Желательно, чтобы это был отдельный гаджет, а не телефон. Лучше всего использовать часы со стрелками.
"Также у детей нужно развивать навыки расчета времени. В большинстве случаев родители берут контроль на себя, но постепенно нужно учиться передавать ответственность детям", – посоветовала Анна Адаскина.
Эксперт также отметила, что подростка важно научить раскладывать сложные дела на простые задачи и составлять письменные расписания своих дел.
"И даже не всегда им нужно жестко следовать. Гибкое отношение к расписанию является одним из навыков, важных для успешного выполнения работы", – подчеркнула спикер.
Дальше, по мнению психолога, взрослым важно научиться небольшими шагами передавать контроль над временем ребенку на примере каких-либо безопасных дел.
«
"Главное здесь – отсутствие подстраховки. Если вы решили передать ответственность ребенку, то нужно от этого отключиться. И необходимо, чтобы у ребенка оставалось право на ошибку. Да, он не рассчитал правильно время. Да, он опоздал. Да, он получил после этого какие-то неприятности, но он сам их получил, сам их пережил и, таким образом, происходит обучение", – рекомендовала Адаскина.
Если у детей есть страховка, а взрослые стараются помочь им избежать ошибок, то навык не будет усвоен, считает специалист.
Не менее важно, по словам ученого, чтобы ребенка научили следить за своим настроением и учитывать индивидуальные ритмы.
"Каждый из нас знает, что у него есть периоды активности, есть спады с точки зрения физиологии, эмоционального подъема и так далее. У каждого из нас есть периоды, когда мы можем концентрироваться или когда внимание уходит на спад и выполнять задания очень сложно", – объяснила спикер.
Эксперт рассказала, как удержать школьников от паники перед ЕГЭ
Со стороны учителя, по мнению эксперта, важно создать благоприятную среду, где ребенок может учиться на своих ошибках и не бояться этого.
"Сюда входит и создание ситуации успеха, и возможность получить корректную обратную связь, где нет унижения", – заключила Анна Адаскина.
Желательно, по словам ученого, чтобы обратная связь давала возможность исправиться. Помимо этого важно принимать личность подростка, несмотря на его ошибки.

Как организовать выпускника при подготовке к ЕГЭ

По мнению Адаскиной, если возникает вопрос подготовки школьника к ЕГЭ, то взрослые должны признать, что они не совсем подготовили выпускника к этой сложной задаче. За короткое время нужно максимально освоить необходимые навыки.
"Нужно сказать, что жизнь на ЕГЭ не заканчивается, эти навыки понадобятся выпускнику и в последующей жизни: скорее у него впереди будет еще длительное, долгое обучение. И после прохождения этого рубежа нужно максимально передать ему ответственность за то, что с ним происходит. Опять же небольшими дозами, но делать это целенаправленно", – посоветовала эксперт.
Психолог подчеркнула, что взрослый должен заранее сделать так, чтобы подросток принял на себя ответственность за свою деятельность и эмоциональную саморегуляцию.
Ученые объяснили, почему студентам опасно откладывать дела на завтра
Обсудить
Рекомендуем