Рейтинг@Mail.ru
Фундамент для ЕГЭ: как постепенно подготовить ребенка и причем тут лень - Социальный навигатор РИА Новости, 16.10.2020
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Шапка проекта Сольный навигитор
Социальный навигатор

Фундамент для ЕГЭ: как постепенно подготовить ребенка и причем тут лень

© Depositphotos.com / IgorVetushkoДевочка читает книгу
Девочка читает книгу
МОСКВА, 19 июн — РИА Новости, Мария Тихонова. Чем ближе экзамены, тем чаще родители и учителя просят ребенка не лениться. Иногда взрослые не подозревают, что именно им нужно было постепенно научить детей быть более организованными, чтобы подготовка к ЕГЭ не стала причиной сильного стресса. Как научить школьника не откладывать важные дела на потом, рассказала кандидат психологических наук, преподаватель Московского государственного психолого-педагогического университета Анна Адаскина на вебинаре “Психологические основы подготовки к ЕГЭ в условиях дистанционного режима обучения”.

Подмена понятий: с чем путают лень

По словам эксперта, под ленью часто понимают отсутствие желания выполнять ту работу, которая требует напряжения.
«
"К сожалению, несмотря на то, что очень много родителей обращаются с такими жалобами на своих детей и описывают их поведение как лень – в то время, как ребенок это слушает и начинает верить в то, что он ленивый – это понятие не до конца изучено", – прокомментировала Анна Адаскина.
Она отметила, что на смену понятия "лень" приходит другое. Подростки и молодые люди говорят, что они не ленятся, а прокрастинируют, то есть постоянно откладывают важные дела, что может привести к болезненным психологическим переживаниям.

Скрытые мотивы: почему дети ничего не делают

Среди причин прокрастинации, психолог в первую очередь отметила отсутствие мотивации.
"Ни один человек не будет сильно вкладываться в те задачи и прилагать усилия, если он не видит в этом смысл... С нашей взрослой точки зрения, у детей не сформирована мотивация, но иногда за этим стоят просто иная инициатива. Порой ценности и смыслы подростка не совпадают с тем, как мы это понимаем", – объяснила ученый.
Вторая, не менее распространенная причина прокрастинации или лени, по словам Адаскиной, это высокое психологическое напряжение старшеклассников. Примерно четверть школьников испытывают высокую тревогу, болезненно реагируют на насмешки и сильно переживают из-за замечаний.
Девушка с ноутбуком
План и релаксация: психологи советуют, как готовиться к ЕГЭ на дому
"Старшеклассники попадают в эту эмоциональную яму и не умеют из нее выбираться самостоятельно. Несколько раз попав в такое неблагоприятное эмоциональное состояние, дети стараются сократить свои попытки и пытаются отложить сложные дела именно из-за того, что они заранее боятся, что у них ничего не получится", – рассказала эксперт.
Кроме того, по словам Адаскиной, за внешними формами поведения могут стоять и другие проблемы. Это может быть депрессия или физиологические причины. Часто у подростков встречается астенический синдром, который проявляется в общей истощаемости, утомляемости и в проблеме с концентрацией.
Ученый отметила, что лень в чистом виде, то есть желание только получать удовольствие от жизни и ничего не делать, встречается достаточно редко.

Как помочь подростку стать более организованным

По словам Анны Адаскиной, сложности в самоорганизации чаще встречаются у подростков, родители которых ведут себя авторитарно: контролируют, не дают детям самостоятельного выбора, используют наказания и не дают права совершать ошибки.
Эксперт также обратила внимание, что самоорганизация – очень сложный процесс, который завершается к моменту созревания лобных долей головного мозга. По последним данным, это происходит к возрасту 20 лет. То есть у подростка эта часть мозга еще до конца не развита.
"Первый навык, который должен быть сформирован у школьника, это чувство времени", – рассказала психолог.
Ссора между матерью и дочерью подростком
Семейные ссоры стали главной проблемой учеников при подготовке к ЕГЭ
В этом подросткам и детям, по мнению специалиста, помогут часы. Желательно, чтобы это был отдельный гаджет, а не телефон. Лучше всего использовать часы со стрелками.
"Также у детей нужно развивать навыки расчета времени. В большинстве случаев родители берут контроль на себя, но постепенно нужно учиться передавать ответственность детям", – посоветовала Анна Адаскина.
Эксперт также отметила, что подростка важно научить раскладывать сложные дела на простые задачи и составлять письменные расписания своих дел.
"И даже не всегда им нужно жестко следовать. Гибкое отношение к расписанию является одним из навыков, важных для успешного выполнения работы", – подчеркнула спикер.
Дальше, по мнению психолога, взрослым важно научиться небольшими шагами передавать контроль над временем ребенку на примере каких-либо безопасных дел.
«
"Главное здесь – отсутствие подстраховки. Если вы решили передать ответственность ребенку, то нужно от этого отключиться. И необходимо, чтобы у ребенка оставалось право на ошибку. Да, он не рассчитал правильно время. Да, он опоздал. Да, он получил после этого какие-то неприятности, но он сам их получил, сам их пережил и, таким образом, происходит обучение", – рекомендовала Адаскина.
Если у детей есть страховка, а взрослые стараются помочь им избежать ошибок, то навык не будет усвоен, считает специалист.
Не менее важно, по словам ученого, чтобы ребенка научили следить за своим настроением и учитывать индивидуальные ритмы.
"Каждый из нас знает, что у него есть периоды активности, есть спады с точки зрения физиологии, эмоционального подъема и так далее. У каждого из нас есть периоды, когда мы можем концентрироваться или когда внимание уходит на спад и выполнять задания очень сложно", – объяснила спикер.
Ученики перед началом ЕГЭ
Эксперт рассказала, как удержать школьников от паники перед ЕГЭ
Со стороны учителя, по мнению эксперта, важно создать благоприятную среду, где ребенок может учиться на своих ошибках и не бояться этого.
"Сюда входит и создание ситуации успеха, и возможность получить корректную обратную связь, где нет унижения", – заключила Анна Адаскина.
Желательно, по словам ученого, чтобы обратная связь давала возможность исправиться. Помимо этого важно принимать личность подростка, несмотря на его ошибки.

Как организовать выпускника при подготовке к ЕГЭ

По мнению Адаскиной, если возникает вопрос подготовки школьника к ЕГЭ, то взрослые должны признать, что они не совсем подготовили выпускника к этой сложной задаче. За короткое время нужно максимально освоить необходимые навыки.
"Нужно сказать, что жизнь на ЕГЭ не заканчивается, эти навыки понадобятся выпускнику и в последующей жизни: скорее у него впереди будет еще длительное, долгое обучение. И после прохождения этого рубежа нужно максимально передать ему ответственность за то, что с ним происходит. Опять же небольшими дозами, но делать это целенаправленно", – посоветовала эксперт.
Психолог подчеркнула, что взрослый должен заранее сделать так, чтобы подросток принял на себя ответственность за свою деятельность и эмоциональную саморегуляцию.
Девушки занимаются за компьютером
Ученые объяснили, почему студентам опасно откладывать дела на завтра
 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала