МОСКВА, 28 июн — РИА Новости. Почему люди становятся преподавателями? Какие качества нужно иметь для этого? Что требуется для того, чтобы развиваться в выбранной сфере? Своими мыслями в рамках Года педагога и наставника поделилась студентка 5-го курса историко-лингвистического факультета Глазовского государственного педагогического института имени В.Г. Короленко, участница множества конкурсов разных уровней Мария Жуйкова.
– Почему сделали такой профессиональный выбор и чем руководствовались при этом?
– Моя мама – преподаватель. Я долго не могла решиться выбрать педагогическую сферу: видела плюсы и минусы этой профессии со стороны. Мама открыта и честна к детям, и они к тянутся к ней в ответ. Как педагога и классного руководителя, ее не забывают: навещают и выпускники, и дети, которых она обучает сейчас.
Наблюдая за их взаимоотношениями, я осознала, что это очень благодарная профессия. Чувствовать себя нужной людям, которые тебя окружают, это одно из самых важных достижений. И сейчас, обучая детей в школе, я понимаю, я чувствую, что важна им. Мне хотелось бы быть таким же учителем, как мама. Сегодня мы работаем в одной школе.
Для себя я точно поняла, что при выборе профессии надо полагаться на желание и самоощущение. Те, кто выбрал профессию исходя из сложившихся жизненных обстоятельств, по моим наблюдениям, несчастны и делают таковыми своих учеников.
© Фото : Анна Ласкова
Школа студенческого актива "Шаг вперёд" 2022, г. Глазов
Важно не бояться и постоянно пробовать себя в новом, чтобы понять, твое это или нет. Иногда лучше найти себе применение в чем-то другом. Это тяжелая профессия, но, если чувствуешь себя на своем месте, нужно оставаться, несмотря ни на что, и работать над собой.
– В какой деятельности, связанной с педагогикой, вы творчески себя проявили и какой опыт приобрели?
– В институте я занималась самоуправлением, была председателем профбюро факультета, благодаря чему научилась организовывать работу в команде. Учитель – уникальная профессия, поскольку нужно уметь все. Как в известной поговорке: и швец, и жнец, и на дуде игрец.
В связи с этим мне особенно запомнился фестиваль Весны, в котором каждый год я участвовала в качестве актрисы и организатора. Этот опыт помог мне стать уверенной в себе.
Также много я почерпнула, принимая участие в окружном этапе одного из своих самых любимых конкурсов "Студенческий лидер", где сначала была его зрителем, затем участником. Он состоял из множества этапов, был очень разнообразным.
Думаю, теперь всеми нюансами поведения на сцене могу делиться с ребятами во внеурочной деятельности.
– Изменились ли вы в процессе преподавательской деятельности и что важное отметили для себя в процессе обучения детей?
– Стала строже. Как выяснилось на практике, без строгости все же не обойтись, но при этом необходимо сохранять доброту и уважение к каждому ученику.
Иногда нужно показать ребенку, что он не прав, и объяснить почему. Учитель должен быть разносторонним как личность и профессионал, ведь дети часто задают вопросы, которые не касаются предмета.
Я учу их, что мы не роботы: например, предлагаю самим узнать о чем-то и рассказать об этом. На обмене знаниями и энергией основывается педагогическая деятельность.
Это также совершенствует очень важные коммуникационные навыки с обеих сторон. Язык – это живой организм, он может развиваться, а может и, наоборот, ухудшаться, если не заниматься им. Нужно уделять ему время, словно маленькому ребенку. Для этого педагог должен как можно чаще общаться с детьми на иностранном языке.
Соблюдение этого правила помогает учащимся развивать навык говорения, а учителю – поддерживать его.
– Какими качествами, по вашему мнению, должен обладать не только педагог, но и наставник?
– Внимательностью, позволяющей замечать малейшие изменения в отношении, и отзывчивостью, формирующей доверие.
Наставник – человек, с которым можно поделиться своими душевными переживаниями, для каждого он свой. Наставничество – это то, что проявляется на уровне души. Если ребенку тяжело выстроить отношения с учителем, скорее всего он не будет любить предмет: необходимо наладить контакт, общаясь с ним и мотивируя его.
В определенный момент от занятий появляется результат, самое приятное – видеть успехи детей, то, как они растут и развиваются. Хотелось бы верить, что я наставник для своих учеников.
– Что могли бы пожелать будущим коллегам?
– Сил, энергии и смелости. Если чувствуете себя хорошо на профессиональном поприще – действуйте, развивайтесь, ищите новые приемы и методики, интересные детям.
Школьники особенно ощущают открытость и честность по отношению к ним. Следует быть добросовестными и ответственными. Ну и конечно, такие простые качества, как доброта и человечность, тоже необходимы каждому педагогу.