Рейтинг@Mail.ru
Традиции наставничества. Как учат педагогов в России - РИА Новости, 16.06.2023
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Шапка проекта Сольный навигитор - РИА Новости, 1920
Социальный навигатор

Традиции наставничества. Как учат педагогов в России

© Фото предоставлено организаторами конкурса "Учимся учить" Старший преподаватель Мининского университета Надежда Базарнова (в центре фото)
Старший преподаватель Мининского университета Надежда Базарнова (в центре фото)
МОСКВА, 13 июн – РИА Новости. О вековой традиции наставничества в России, трендах в образовании и международном конкурсе научно-методических разработок "Учимся учить" рассказала его победитель, старший преподаватель кафедры общей и социальной педагогики факультета психологии и педагогики Мининского университета Надежда Базарнова.
Надежда Дмитриевна, вы стали победителем III Международного конкурса научно-методических разработок молодых преподавателей педагогических вузов, колледжей и организаций дополнительного профессионального педагогического образования государств–участников СНГ "Учимся учить" (Алма-Ата). Почему решили участвовать в конкурсе?
– Я всегда стараюсь активно участвовать в жизни вуза, различных мероприятиях. Поэтому в марте, когда увидела информационное письмо конкурса “Учимся учить”, напрямую связанного с тематикой моего исследования, то сомнений у меня не было. На тот момент я активно работала над статьей, посвященной эффективным практикам наставничества в СССР, и решила, что данное исследование ляжет в основу конкурсной работы – мини-исследования в формате научной статьи.
В итоге меня пригласили на форум в числе 15 участников, которые представляли свои доклады широкой аудитории. Моя разработка стала одной из лучших, чему я очень рада.
© Фото предоставлено организаторами конкурса "Учимся учить" Участники и организаторы форума "Учимся учить" на церемонии награждения
Участники  и организаторы форума Учимся  учить на церемонии награждения
Участники и организаторы форума "Учимся учить" на церемонии награждения
Расскажите немного о сути вашего исследования.
– Я активно работаю над диссертационным исследованием, в котором исследую развитие наставничества в России, начиная с дореволюционного периода и до наших дней.
Мне интересен процесс передачи опыта молодым педагогам, это большой труд и отчасти талант – быть наставником. Здесь важен комплексный подход: моральная поддержка, методическое сопровождение, ну и, главное, время и общение. Грамотный наставник сможет показать профессию учителя изнутри, выявить неочевидные, но очень важные и нужные ориентиры. В СССР все же относились к учительству, как к призванию, а не как к работе. Думаю, что поэтому и результат был иной.
Вообще идея наставничества родилась еще в Древней Греции, но в своем исследовании моей отправной точкой наставничества в СССР является идея учительства Владимира Ильича Ленина и Надежды Крупской.
Валерия Филатова на факультете - РИА Новости, 1920, 05.06.2023
Педагог будущего: "Я хочу стать учителем, встречи с которым ждут"
Именно тогда появилось всеобщее образование в России и возникла потребность в развитии системы наставничества. Не отрицаю, что такое внимание к системе образования уделялось с целью поднять экономику и построить коммунизм, но все же эти процессы взаимосвязаны. Без квалифицированных специалистов невозможно строить новое государство.
В чем была эффективность наставничества в СССР? Какие ее элементы мы можем использовать в современной системе образования?
– Эффективность наставничества в СССР заключалась в плодотворной и систематической работе с молодыми учителями. Мы с коллегами проводили исследование, в котором выявили, что в советское время вклад педагога-наставника в профессиональное становление молодого учителя оценивался респондентами на уровне 35–40%, а в настоящее время – лишь 10–20%.
Вообще практика наставничества в советское время развивалась именно на производстве: таковы были государственные запросы, а уже потом тренд пришел и в школы. К слову, качество образования в СССР было одним из лучших в мире.
Обязательным элементом наставничества в СССР было посещение уроков молодых специалистов, активное обсуждение лучших практик на методических объединениях учителей-предметников, а также изучение специализированной литературы по педагогике.
Алексей Милинский - РИА Новости, 1920, 02.06.2023
Физика успеха. Нужно каждый год достигать новой цели
Сегодня эти практики используются в школе, но носят более формальный характер, поэтому не всегда эффективны. Замечу, что наставник молодого учителя сегодня может выступать в разных ролях – ментора, коуча, тьютора, фасилитатора, модератора и т. д.
Система наставничества подходит для любой ступени образования: в детских садах, школах, колледжах, вузах. Уверена, что с опытным педагогом процесс вхождения в образовательное пространство куда более комфортный, чем без него.
В вашей педагогической карьере есть наставник?
– Да, и не один. Это мои любимые коллеги с кафедры общей и социальной педагогики, сотрудники Мининского университета и, конечно, мой научный руководитель. Но на мое профессиональное становление повлияла моя мама – учитель начальных классов со стажем более 30 лет.
Она стала моим первым наставником. Я выросла в учительской среде, я смотрела на маму и ее профессиональные успехи, и у меня создавался позитивный образ учительства.
Когда ты педагог, ты не просто работаешь с детьми, но и совершенствуешь свои личностные качества. Мне нравится, как мама выстраивает свою работу, она очень добрая, отзывчивая, ответственная. Уверена, мне есть к чему стремиться.
Это ваш первый конкурс профессионального мастерства?
– Нет, мое участие в конкурсах профессионального мастерства началось еще на 2-м курсе бакалавриата в вузе. Одним из самых запоминающихся конкурсов за последний год стал Science slam, который напоминает формат научного стендапа.
Илья Лукьянов - РИА Новости, 1920, 29.05.2023
Учитель будущего поколения о победе в настоящем
Я уверена, что конкурсы профессионального мастерства позволяют не только продемонстрировать свои научные разработки, но и пообщаться с коллегами по ремеслу. Меня лично педагогическое сообщество с амбициозными учеными и педагогами вдохновляет на новые исследования.
Как вы оцениваете общение с педагогическим сообществом стран СНГ на форуме?
– В душе до сих пор восторг от форума, от его организации и от новых знакомств. Форум закончился, но мы поддерживаем общение в мессенджерах и делимся ссылками на научные мероприятия вузов. Также полезно было пообщаться с представителями педагогического сообщества, узнать о методиках преподавания в других регионах и за рубежом. Особый интерес вызвал доклад про вовлечение младших школьников в процесс чтения.
Какие образовательные тренды сейчас существуют в России?
– Я бы выделила четыре основных тренда. Во-первых, дистанционное образование. Мы живем в мире информационных технологий, которые пришли и в образование. В эпоху цифровизации люди онлайн получают высшее образование, проходят курсы повышения квалификации, “прокачивают” свои профессиональные компетенции или просто занимаются для себя. К примеру, изучают английский язык или маркетинг.
Сегодня на онлайн-курсах учатся и дети, и взрослые, этим никого не удивить. Дистант экономит время, но, на мой взгляд, онлайн-занятия более эффективны для старших школьников, студентов, работающих людей.
С детьми все же лучше заниматься очно, так как есть моменты, которым нельзя в дистанте научить. К примеру, поставить почерк. Для того чтобы у ребенка сформировался навык письма, онлайн-занятия должны проходить с помощью помощника, который будет контролировать ребенка.
Второй тренд – геймификация или применение игровых технологий. Современных детей сначала нужно заинтересовать процессом обучения, создать условия, чтобы у них была мотивация познавать новое. Именно поэтому элементы игры так популярны, они позволяют сделать процесс получения новых знаний увлекательным и эффективным.
Третий тренд – гуманизация образования. Мы больше ориентируемся на личность, находим индивидуальный подход к ребенку, работаем с его запросом на образование и его способностями. Также появилась возможность выстраивать собственный образовательный маршрут, что позволяет ребенку развиваться в той области, которая ему интересна, и добиваться высоких результатов.
Ну и четвертый тренд – это стандартизация. Под ней понимается создание на уровне государства единого образовательного пространства. Это очень важный момент, который позволяет иметь равные возможности детям из столицы и из далеких от центра России населенных пунктов. Именно этот момент помогает осваивать образовательную программу в одинаковом объеме ребятам из разных регионов.
 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала