https://sn.ria.ru/20230613/pedagog-1876888015.html
Традиции наставничества. Как учат педагогов в России
Традиции наставничества. Как учат педагогов в России - Социальный навигатор РИА Новости, 16.06.2023
Традиции наставничества. Как учат педагогов в России
О вековой традиции наставничества в России, трендах в образовании и международном конкурсе научно-методических разработок "Учимся учить" рассказала его... Социальный навигатор РИА Новости, 16.06.2023
2023-06-13T09:00
2023-06-13T09:00
2023-06-16T14:22
год педагога и наставника
социальный навигатор
сн_образование
кем стать
общество
россия
алма-ата
снг
https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e7/06/08/1876878032_0:146:1600:1046_1920x0_80_0_0_da2172ea6ae9ea78b9687996ae636481.jpg
МОСКВА, 13 июн – РИА Новости. О вековой традиции наставничества в России, трендах в образовании и международном конкурсе научно-методических разработок "Учимся учить" рассказала его победитель, старший преподаватель кафедры общей и социальной педагогики факультета психологии и педагогики Мининского университета Надежда Базарнова.– Надежда Дмитриевна, вы стали победителем III Международного конкурса научно-методических разработок молодых преподавателей педагогических вузов, колледжей и организаций дополнительного профессионального педагогического образования государств–участников СНГ "Учимся учить" (Алма-Ата). Почему решили участвовать в конкурсе?– Я всегда стараюсь активно участвовать в жизни вуза, различных мероприятиях. Поэтому в марте, когда увидела информационное письмо конкурса “Учимся учить”, напрямую связанного с тематикой моего исследования, то сомнений у меня не было. На тот момент я активно работала над статьей, посвященной эффективным практикам наставничества в СССР, и решила, что данное исследование ляжет в основу конкурсной работы – мини-исследования в формате научной статьи.В итоге меня пригласили на форум в числе 15 участников, которые представляли свои доклады широкой аудитории. Моя разработка стала одной из лучших, чему я очень рада.– Расскажите немного о сути вашего исследования.– Я активно работаю над диссертационным исследованием, в котором исследую развитие наставничества в России, начиная с дореволюционного периода и до наших дней.Мне интересен процесс передачи опыта молодым педагогам, это большой труд и отчасти талант – быть наставником. Здесь важен комплексный подход: моральная поддержка, методическое сопровождение, ну и, главное, время и общение. Грамотный наставник сможет показать профессию учителя изнутри, выявить неочевидные, но очень важные и нужные ориентиры. В СССР все же относились к учительству, как к призванию, а не как к работе. Думаю, что поэтому и результат был иной.Вообще идея наставничества родилась еще в Древней Греции, но в своем исследовании моей отправной точкой наставничества в СССР является идея учительства Владимира Ильича Ленина и Надежды Крупской.Именно тогда появилось всеобщее образование в России и возникла потребность в развитии системы наставничества. Не отрицаю, что такое внимание к системе образования уделялось с целью поднять экономику и построить коммунизм, но все же эти процессы взаимосвязаны. Без квалифицированных специалистов невозможно строить новое государство.– В чем была эффективность наставничества в СССР? Какие ее элементы мы можем использовать в современной системе образования?– Эффективность наставничества в СССР заключалась в плодотворной и систематической работе с молодыми учителями. Мы с коллегами проводили исследование, в котором выявили, что в советское время вклад педагога-наставника в профессиональное становление молодого учителя оценивался респондентами на уровне 35–40%, а в настоящее время – лишь 10–20%.Вообще практика наставничества в советское время развивалась именно на производстве: таковы были государственные запросы, а уже потом тренд пришел и в школы. К слову, качество образования в СССР было одним из лучших в мире.Обязательным элементом наставничества в СССР было посещение уроков молодых специалистов, активное обсуждение лучших практик на методических объединениях учителей-предметников, а также изучение специализированной литературы по педагогике.Сегодня эти практики используются в школе, но носят более формальный характер, поэтому не всегда эффективны. Замечу, что наставник молодого учителя сегодня может выступать в разных ролях – ментора, коуча, тьютора, фасилитатора, модератора и т. д.Система наставничества подходит для любой ступени образования: в детских садах, школах, колледжах, вузах. Уверена, что с опытным педагогом процесс вхождения в образовательное пространство куда более комфортный, чем без него.– В вашей педагогической карьере есть наставник?– Да, и не один. Это мои любимые коллеги с кафедры общей и социальной педагогики, сотрудники Мининского университета и, конечно, мой научный руководитель. Но на мое профессиональное становление повлияла моя мама – учитель начальных классов со стажем более 30 лет.Она стала моим первым наставником. Я выросла в учительской среде, я смотрела на маму и ее профессиональные успехи, и у меня создавался позитивный образ учительства.Когда ты педагог, ты не просто работаешь с детьми, но и совершенствуешь свои личностные качества. Мне нравится, как мама выстраивает свою работу, она очень добрая, отзывчивая, ответственная. Уверена, мне есть к чему стремиться.– Это ваш первый конкурс профессионального мастерства?– Нет, мое участие в конкурсах профессионального мастерства началось еще на 2-м курсе бакалавриата в вузе. Одним из самых запоминающихся конкурсов за последний год стал Science slam, который напоминает формат научного стендапа.Я уверена, что конкурсы профессионального мастерства позволяют не только продемонстрировать свои научные разработки, но и пообщаться с коллегами по ремеслу. Меня лично педагогическое сообщество с амбициозными учеными и педагогами вдохновляет на новые исследования.– Как вы оцениваете общение с педагогическим сообществом стран СНГ на форуме?– В душе до сих пор восторг от форума, от его организации и от новых знакомств. Форум закончился, но мы поддерживаем общение в мессенджерах и делимся ссылками на научные мероприятия вузов. Также полезно было пообщаться с представителями педагогического сообщества, узнать о методиках преподавания в других регионах и за рубежом. Особый интерес вызвал доклад про вовлечение младших школьников в процесс чтения.– Какие образовательные тренды сейчас существуют в России?– Я бы выделила четыре основных тренда. Во-первых, дистанционное образование. Мы живем в мире информационных технологий, которые пришли и в образование. В эпоху цифровизации люди онлайн получают высшее образование, проходят курсы повышения квалификации, “прокачивают” свои профессиональные компетенции или просто занимаются для себя. К примеру, изучают английский язык или маркетинг.Сегодня на онлайн-курсах учатся и дети, и взрослые, этим никого не удивить. Дистант экономит время, но, на мой взгляд, онлайн-занятия более эффективны для старших школьников, студентов, работающих людей.С детьми все же лучше заниматься очно, так как есть моменты, которым нельзя в дистанте научить. К примеру, поставить почерк. Для того чтобы у ребенка сформировался навык письма, онлайн-занятия должны проходить с помощью помощника, который будет контролировать ребенка.Второй тренд – геймификация или применение игровых технологий. Современных детей сначала нужно заинтересовать процессом обучения, создать условия, чтобы у них была мотивация познавать новое. Именно поэтому элементы игры так популярны, они позволяют сделать процесс получения новых знаний увлекательным и эффективным.Третий тренд – гуманизация образования. Мы больше ориентируемся на личность, находим индивидуальный подход к ребенку, работаем с его запросом на образование и его способностями. Также появилась возможность выстраивать собственный образовательный маршрут, что позволяет ребенку развиваться в той области, которая ему интересна, и добиваться высоких результатов.Ну и четвертый тренд – это стандартизация. Под ней понимается создание на уровне государства единого образовательного пространства. Это очень важный момент, который позволяет иметь равные возможности детям из столицы и из далеких от центра России населенных пунктов. Именно этот момент помогает осваивать образовательную программу в одинаковом объеме ребятам из разных регионов.
https://sn.ria.ru/20230605/pedagog-1875506857.html
https://sn.ria.ru/20230602/pedagog-1875150452.html
https://na.ria.ru/20230529/pedagog-1874034922.html
россия
алма-ата
РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
2023
РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
Новости
ru-RU
https://sn.ria.ru/docs/about/copyright.html
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/
РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e7/06/08/1876878032_90:0:1511:1066_1920x0_80_0_0_7c41b984bf92fb539dc0f9117521b1b6.jpgРИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
социальный навигатор, сн_образование, кем стать, общество, россия, алма-ата, снг
Год педагога и наставника, Социальный навигатор, СН_Образование, Кем стать, Общество, Россия, Алма-Ата, СНГ
МОСКВА, 13 июн – РИА Новости. О вековой традиции наставничества в России, трендах в образовании и международном конкурсе научно-методических разработок "Учимся учить" рассказала его победитель, старший преподаватель кафедры общей и социальной педагогики факультета психологии и педагогики Мининского университета Надежда Базарнова.
– Надежда Дмитриевна, вы стали победителем III Международного конкурса научно-методических разработок молодых преподавателей педагогических вузов, колледжей и организаций дополнительного профессионального педагогического образования государств–участников СНГ "Учимся учить" (Алма-Ата). Почему решили участвовать в конкурсе?
– Я всегда стараюсь активно участвовать в жизни вуза, различных мероприятиях. Поэтому в марте, когда увидела информационное письмо конкурса “Учимся учить”, напрямую связанного с тематикой моего исследования, то сомнений у меня не было. На тот момент я активно работала над статьей, посвященной эффективным практикам наставничества в СССР, и решила, что данное исследование ляжет в основу конкурсной работы – мини-исследования в формате научной статьи.
В итоге меня пригласили на форум в числе 15 участников, которые представляли свои доклады широкой аудитории. Моя разработка стала одной из лучших, чему я очень рада.
– Расскажите немного о сути вашего исследования.
– Я активно работаю над диссертационным исследованием, в котором исследую развитие наставничества в России, начиная с дореволюционного периода и до наших дней.
Мне интересен процесс передачи опыта молодым педагогам, это большой труд и отчасти талант – быть наставником. Здесь важен комплексный подход: моральная поддержка, методическое сопровождение, ну и, главное, время и общение. Грамотный наставник сможет показать профессию учителя изнутри, выявить неочевидные, но очень важные и нужные ориентиры. В СССР все же относились к учительству, как к призванию, а не как к работе. Думаю, что поэтому и результат был иной.
Вообще идея наставничества родилась еще в Древней Греции, но в своем исследовании моей отправной точкой наставничества в СССР является идея учительства Владимира Ильича Ленина и Надежды Крупской.
Именно тогда появилось всеобщее образование в России и возникла потребность в развитии системы наставничества. Не отрицаю, что такое внимание к системе образования уделялось с целью поднять экономику и построить коммунизм, но все же эти процессы взаимосвязаны. Без квалифицированных специалистов невозможно строить новое государство.
– В чем была эффективность наставничества в СССР? Какие ее элементы мы можем использовать в современной системе образования?
– Эффективность наставничества в СССР заключалась в плодотворной и систематической работе с молодыми учителями. Мы с коллегами проводили исследование, в котором выявили, что в советское время вклад педагога-наставника в профессиональное становление молодого учителя оценивался респондентами на уровне 35–40%, а в настоящее время – лишь 10–20%.
Вообще практика наставничества в советское время развивалась именно на производстве: таковы были государственные запросы, а уже потом тренд пришел и в школы. К слову, качество образования в СССР было одним из лучших в мире.
Обязательным элементом наставничества в СССР было посещение уроков молодых специалистов, активное обсуждение лучших практик на методических объединениях учителей-предметников, а также изучение специализированной литературы по педагогике.
Сегодня эти практики используются в школе, но носят более формальный характер, поэтому не всегда эффективны. Замечу, что наставник молодого учителя сегодня может выступать в разных ролях – ментора, коуча, тьютора, фасилитатора, модератора и т. д.
Система наставничества подходит для любой ступени образования: в детских садах, школах, колледжах, вузах. Уверена, что с опытным педагогом процесс вхождения в образовательное пространство куда более комфортный, чем без него.
– В вашей педагогической карьере есть наставник?
– Да, и не один. Это мои любимые коллеги с кафедры общей и социальной педагогики, сотрудники Мининского университета и, конечно, мой научный руководитель. Но на мое профессиональное становление повлияла моя мама – учитель начальных классов со стажем более 30 лет.
Она стала моим первым наставником. Я выросла в учительской среде, я смотрела на маму и ее профессиональные успехи, и у меня создавался позитивный образ учительства.
Когда ты педагог, ты не просто работаешь с детьми, но и совершенствуешь свои личностные качества. Мне нравится, как мама выстраивает свою работу, она очень добрая, отзывчивая, ответственная. Уверена, мне есть к чему стремиться.
– Это ваш первый конкурс профессионального мастерства?
– Нет, мое участие в конкурсах профессионального мастерства началось еще на 2-м курсе бакалавриата в вузе. Одним из самых запоминающихся конкурсов за последний год стал Science slam, который напоминает формат научного стендапа.
Я уверена, что конкурсы профессионального мастерства позволяют не только продемонстрировать свои научные разработки, но и пообщаться с коллегами по ремеслу. Меня лично педагогическое сообщество с амбициозными учеными и педагогами вдохновляет на новые исследования.
– Как вы оцениваете общение с педагогическим сообществом стран СНГ на форуме?
– В душе до сих пор восторг от форума, от его организации и от новых знакомств. Форум закончился, но мы поддерживаем общение в мессенджерах и делимся ссылками на научные мероприятия вузов. Также полезно было пообщаться с представителями педагогического сообщества, узнать о методиках преподавания в других регионах и за рубежом. Особый интерес вызвал доклад про вовлечение младших школьников в процесс чтения.
– Какие образовательные тренды сейчас существуют в России?
– Я бы выделила четыре основных тренда. Во-первых, дистанционное образование. Мы живем в мире информационных технологий, которые пришли и в образование. В эпоху цифровизации люди онлайн получают высшее образование, проходят курсы повышения квалификации, “прокачивают” свои профессиональные компетенции или просто занимаются для себя. К примеру, изучают английский язык или маркетинг.
Сегодня на онлайн-курсах учатся и дети, и взрослые, этим никого не удивить. Дистант экономит время, но, на мой взгляд, онлайн-занятия более эффективны для старших школьников, студентов, работающих людей.
С детьми все же лучше заниматься очно, так как есть моменты, которым нельзя в дистанте научить. К примеру, поставить почерк. Для того чтобы у ребенка сформировался навык письма, онлайн-занятия должны проходить с помощью помощника, который будет контролировать ребенка.
Второй тренд – геймификация или применение игровых технологий. Современных детей сначала нужно заинтересовать процессом обучения, создать условия, чтобы у них была мотивация познавать новое. Именно поэтому элементы игры так популярны, они позволяют сделать процесс получения новых знаний увлекательным и эффективным.
Третий тренд – гуманизация образования. Мы больше ориентируемся на личность, находим индивидуальный подход к ребенку, работаем с его запросом на образование и его способностями. Также появилась возможность выстраивать собственный образовательный маршрут, что позволяет ребенку развиваться в той области, которая ему интересна, и добиваться высоких результатов.
Ну и четвертый тренд – это стандартизация. Под ней понимается создание на уровне государства единого образовательного пространства. Это очень важный момент, который позволяет иметь равные возможности детям из столицы и из далеких от центра России населенных пунктов. Именно этот момент помогает осваивать образовательную программу в одинаковом объеме ребятам из разных регионов.