МОСКВА, 22 окт — РИА Новости. Все чаще крупные благотворительные фонды выстраивают свою работу в соответствии с Целями в области устойчивого развития (ЦУР), внедряя их в свои стратегии, расставляя нужные приоритеты в рамках модели ЦУР. Руководители крупных благотворительных фондов РФ и Европы обсудили в рамках конференции Форума доноров вопросы внедрения Целей и важность такой работы.
Напомним, Цели в области устойчивого развития – программа международного сотрудничества, принятая государствами – членами ООН в 2015 году.
"Цели в области устойчивого развития являются своеобразным призывом к действию, исходящим от всех стран, – бедных, богатых и среднеразвитых. Он нацелен на улучшение благосостояния и защиту нашей планеты. Государства признают, что меры по ликвидации бедности должны приниматься параллельно усилиям по наращиванию экономического роста и решению целого ряда вопросов в области образования, здравоохранения, социальной защиты и трудоустройства, а также борьбе с изменением климата и защите окружающей среды", – сообщается на сайте ООН.
В повестке благотворительных организаций понятие ЦУР появилось относительно недавно, рассказала генеральный директор Благотворительного фонда Владимира Потанина Оксана Орачева.
"Для благотворительности ЦУРы очень долго оставались и, думаю, до сих пор остаются невидимкой. То есть, с одной стороны, есть практическая деятельность, а с другой – эта тема не присутствует в нашем дискурсе", – считает Орачева.
Проблема применения ЦУР в том, что благотворительной деятельностью занимаются уже сотни лет, тогда как сама концепция "целей" появилась сравнительно недавно, считает Орачева. Поэтому руководители фондов не до конца понимают, как выстраивать свою работу в соответствии с ЦУР, тогда как властные структуры хорошо этому научились.
"Второй барьер – локальность. Если мы посмотрим на благотворительность и местные сообщества, то мы говорим о локальности, там все происходит. Как соединить локальный уровень деятельности с глобальным осмыслением? Ведь ЦУР стоят не на уровне страны, а на глобальном уровне", – пояснила Оксана Орачева. На вопрос модератора о том, нужны ли российским фондам цели устойчивого развития, она ответила: "И да, и нет, потому что у каждой страны есть что-то свое, и все живут в общем пространстве".
Директор хаба по финансовому сектору программы развития ООН (ПРООН) Маркос Атиас Нето рассказал, что пандемия COVID-19 сильно отбросила назад внедрение ЦУР в деятельность фондов. Однако он предложил использовать текущую ситуацию, чтобы заострить внимание всего человечества на решении актуальных вопросов, например на проблеме глобального потепления. По его словам, запущенные сегодня ООН программы социального и экономического восстановления необходимо использовать таким образом, чтобы повернуть траекторию развития мира больше в сторону Целей устойчивого развития.
Исполнительный директор европейской сети донорских организаций и фондов DAFNE Макс фон Абендрот напомнил, что их сеть включает более 20 тысяч фондов в Европе. По его словам, в разных странах фонды по-разному подходят к применению ЦУР в своей деятельности. Он рассказал о применении целей на примере фондов, занимающихся изменением климата. DAFNE в каждой стране отбирает такие организации и объединяет их в форум, чтобы они могли выстроить рабочие связи и обменяться опытом, применения целей.
В каждодневной работе фонда Алишера Усманова "Искусство, наука и спорт" не используют формулировки ЦУР, рассказала первый заместитель директора Фатима Мухомеджан, однако благотворительная деятельность всегда отвечала самой сути целей.
"Наша жизнь и развитие человечества продиктовало необходимость сформулировать эти цели, и таким образом систематизировать развитие государств, осознание людей и развитие всех секторов общества", – считает Мухомеджан.
Все 169 задач, сформулированные в 17 целях, государства-члены ООН согласились достичь к 2030 году.