Социальный навигатор

Школьники помогают создавать технику будущего

Читать на сайте Ria.ru
Надежда Вечорек специально для "Социального навигатора"
МОСКВА, 6 мая — РИА Новости. Завершилась серия финалов школьного и студенческого треков пятой олимпиады Кружкового движения Национальной технологический инициативы (НТИ). В период регистрации на участие в олимпиаде поступило более 52 000 заявок от старшеклассников и студентов, до финальных испытаний дошли более 1200 школьников 8−11-х классов и более 200 студентов — учащихся бакалавриата и специалитета.
Соревнования школьного трека проходили по 30 инженерным направлениям, большая их часть включена в перечень Российского совета олимпиад школьников II и III уровня — их победители получат 100 баллов ЕГЭ по одному из профильных предметов и смогут использовать их при поступлении в ведущие инженерные вузы страны.
Призерами и победителями школьного трека стали 306 человек, больше всего — из Новосибирской области (48), на втором месте — Санкт-Петербург (45), на третьем — Москва (35). Победители олимпиады живут в 49 регионах России, а также в Беларуси и в ДНР. В студенческом треке было представлено семь технологических профилей, победители получили приглашения на стажировки в научных лабораториях и крупных компаниях.
"Кружковое движение" соберет пул созданных учениками игровых компаний
После 17 марта в связи с неблагоприятной эпидемиологической обстановкой финалы были перенесены в распределенный формат, позволяющий минимизировать риски для здоровья участников. В новом формате прошли 19 финалов, участие в них приняли более 700 школьников и более 150 студентов. Все они работали удаленно, а их решения и действия координировали разработчики направлений, находящиеся на площадках.
Финальные соревнования олимпиады Кружкового движения НТИ традиционно проводятся в командах и предполагают решение практических задач с использованием настоящего оборудования. Чтобы сохранить эти принципы в распределенном формате, каждый профиль адаптировал свои задачи под изменившиеся условия. Так, например, профиль "Наносистемы и наноинженерия" использовал "аватаров" — специалистов, которые работали в лаборатории под контролем участников и выполняли их указания. Чтобы финалисты могли следить за происходящим, каждый "аватар" носил на себе камеру, транслирующую его действия участникам финала.
Похожий принцип применялся и на других направлениях: "аватары" и операторы работали на профилях "Автономные транспортные системы", "Летательная робототехника", "Аэрокосмические системы", "Инженерия космических систем", "Инженерные биологические системы: Ситифермерство". Также использовались онлайн-симуляторы в направлении "Беспилотные авиационные системы" и стенды с удаленным доступом участников на профилях "Технологии беспроводной связи", "Интеллектуальные энергетические системы", "Дополненная реальность", "Интернет вещей".
Греф назвал профессии будущего
"Быстрая смена формата была трудным, но правильным решением. Финалисты участвовали в олимпиаде без рисков для своего здоровья. Да, совершенно иначе прошла практическая часть олимпиады, школьники не приехали на площадки, хотя очень долго этого ждали. Но они оказались первопроходцами в абсолютно новых реалиях – им пришлось научиться очень четко организовывать свою работу и время, работать с учетом разницы часовых поясов между сокомандниками, общаться в дистанционном формате, отточить навыки программирования. Все это сейчас как никогда востребовано тем миром, в котором мы все оказались, и точно не потеряет актуальности в будущем", — подчеркнул лидер рабочей группы Кружковое движение НТИ Дмитрий Земцов.
В 2019/20 году задания олимпиады сохранили направленность на решение актуальных проблем с применением прорывных технологий. Так, в рамках направления "Нейротехнологии и когнитивные науки" школьники разработали интерфейсную часть коммуникационной системы для общения людей, не имеющих возможности говорить и двигаться. Анализируя биосигналы человека (электрические), система может набрать текст и передать его другим пользователям, адаптируясь под каждого.
Профили "Урбанистика" и "Умный город" предлагали финалистам задачи, направленные на развитие региона: школьники занимались улучшением городской среды на примере конкретного микрорайона, разрабатывали алгоритм оптимизации сбора данных о системе ЖКХ и вывоза бытовых отходов для Томска.
Самоизоляция на пользу семье: как не сойти с ума и выйти победителем
Другие задачи, которые решали финалисты олимпиады Кружкового движения НТИ: редактирование генома; разработка умной электрической сети с оптимальным графиком производства, накопления и расхода ресурсов; создание решения для экономической мотивации пользователей на стыке блокчейна и чат-ботов; синтез квантовых точек и создание на их основе биосовместимых диагностических систем; проектирование "умного" логистического хаба.
Также финалисты разрабатывали алгоритм, предсказывающий успеваемость студентов; создавали манипуляторы для подводного робота; автоматизировали процессы управления предприятием по производству дронов; разрабатывали решения для защиты "умного" дома от хакерских атак; писали алгоритмы для роботов-спасателей и удаленного управления ровером-планетоходом; проектировали самолетное крыло из композитных материалов и автоматизированную сборку кастомизированной модели автомобиля; создавали персонализированные ситифермы; разрабатывали устройство для автоматического сброса груза с квадрокоптера; создавали систему для автоматизированного отбора удачных кадров и монтажа видеороликов; создавали алгоритмы для сбора данных с подвижного источника и их дешифровки в реальном времени.
Следующий сезон олимпиады Кружкового движения НТИ стартует в августе 2020 года. Оставить предварительную заявку можно уже сейчас на сайте.
Обсудить
Рекомендуем