Пятый Всероссийский открытый фестиваль семейных любительских театров "Сказка приходит в твой дом" 26-28 октября вновь соберет в Москве увлеченных творчеством детей и родителей из разных регионов России. Чем важны семейные театры? Какие качества необходимо развивать в себе будущим актерам? Об этом специальному корреспонденту проекта "Социальный навигатор" МИА "Россия сегодня" рассказал народный артист РФ, лауреат Государственной премии, ректор Театрального института им. Б.В. Щукина Евгений Князев.
— Евгений Владимирович, ваш институт выступает соучредителем фестиваля, вам приходилось возглавлять его жюри. Расскажите, пожалуйста, о своих впечатлениях от этого мероприятия.
— Я считаю, что это замечательное, правильное начинание, и оно должно развиваться. Когда я первый раз увидел спектакли семейных театров, на меня произвело впечатление, как работают дети и их родители. Ведь они делают все сами: сочиняют спектакли, шьют костюмы, делают декорации и играют на сцене.
При этом, с профессиональной точки зрения, уровень постановки и актерской игры здесь не имеет никакого значения. Важно само желание детей и взрослых заниматься театром, важны их усилия.
За годы проведения фестиваля многие его юные участники повзрослели, но они продолжают играть на любительской сцене. А к нам на фестиваль приезжают новые семьи, из других городов и сел, постепенно проект охватывает все большее число участников.
Совершенно замечательно, что есть в России такие семьи, которые приучают своих детей сызмальства не только любить прекрасное, но и трудиться для искусства, прикладывать свои усилия для создания творческих проектов. Такая деятельная увлеченность заодно отвлекает детей от негативного воздействия улицы и компьютера.
— Президент фестиваля актриса Ольга Будина недавно сказала, что, оценивая спектакли, жюри ищет возможность наградить каждый коллектив. Для чего это делается?
— Я считаю, что это очень важно. Многие семьи, которые подают заявки на участие в фестивале, многодетные, они приезжают из самых отдаленных регионов, преодолевая финансовые и бытовые трудности. Для них возможность приехать в столицу со своими постановками – событие огромной значимости.
Поэтому каждый семейный коллектив надо поощрить, каждому нужно сказать: "Спасибо вам большое! Занимайтесь театром!". Приз – это самое меньшее, что мы можем дать нашим участникам. Это выражение нашей благодарности за их труд по воспитанию своих детей.
По моему мнению, семейные театральные коллективы заслуживают гораздо большего, например, чтобы их поддерживали региональные департаменты образования и культуры. Пока семейные театры с начала и до конца все делают и оплачивают сами.
Мы в театральном институте, со своей стороны, стараемся помочь участникам фестиваля тем, что проводим для них мастер-классы, рассказываем, что такое театр в полном, профессиональном смысле этого слова.
— Расскажите, пожалуйста, подробнее об этой работе.
— Сначала на лекции мы рассказываем нашим семейным коллективам, что актерское мастерство состоит из таких элементов, как сценическая речь, сценическое движение и интеллектуальный образ. Рассказываем, что такое театр, драматургия, как она строится. Потом мы проводим несколько коротких занятий, показываем, как важно научиться хорошо говорить, двигаться и петь, чтобы выходить играть в профессиональном театре.
Конечно, за небольшое время фестиваля не успеть рассказать и научить многому, но мы и не ставим такой цели. Мы просто демонстрируем, как устроена работа артиста, и наши слушатели за это нам бывают благодарны.
Мы будем рады, если после этих занятий у детей укрепится любовь к театру, они станут заниматься актерским мастерством, и в дальнейшем это может стать их профессией. Но, все же, цель конкурса семейных театров не в профориентации, мы не пытаемся привлечь детей в актерскую профессию. Лично для меня это конкурс благородных дел, мотивирующий семьи лучше заботиться о своих детях через совместное творчество.
— Какие качества, кроме природного таланта, нужны будущему артисту для успеха в профессии?
— Абитуриентам нашего института мы говорим: "Мы отбираем вас среди многих за ваш талант. Это вещь очень нужная, но не самая первая. Артист должен быть очень трудолюбивым и очень терпеливым человеком. Только если у него есть эти два качества, может быть, при наличии таланта он сможет чего-то добиться".
К сожалению, когда молодые люди поступают в театральный вуз, они даже не предполагают, как им будет трудно учиться, что занятия будут идти целыми днями, что им придется бесконечно повторять "би-бэ-ба-бу-бэ", заниматься артикуляцией и пластикой, выпрямлять себя, учиться танцевать, петь, играть.
Поэтому эти "Три Т" – трудолюбие, терпение, талант – и есть основные составляющие актерской профессии.