Благотворительный фонд "Образ жизни" в 2013 году запустил социально-просветительскую программу "Школа позитивных привычек". Программа работает уже в 170 городах различных регионов России, а год назад у школы появилась онлайн-платформа. Как проходят уроки доброты, как работает программа, РИА Новости рассказала Елена Береговая – директор благотворительного фонда "Образ жизни", кандидат педагогических наук, член Совета при Правительстве РФ по вопросам попечительства в социальной сфере, член Общественного совета при Уполномоченном при Президенте РФ по правам ребенка.
– Что такое уроки доброты в разных форматах?
– В современной школе ребенок сталкивается с необходимостью осваивать огромный поток информации, зачастую она не связана с его каждодневными заботами и проблемами. Стремясь как можно больше вложить в наших детей знаний, мы зачастую забываем о каких-то более важных вещах. В школьной программе, на мой взгляд, недостает одного значительного элемента – предмета, посвященного самой жизни, урока, который бы учил детей не просто жить, а созидать, то есть создавать что-то своей душой, своими руками, своим теплом. Думаю, что это предмет соединяет в себе разные грани – философию, религию, психологию и даже различные коммуникативные технологии.
Если мы говорим о проекте, который уже несколько лет реализует наш фонд, то это, скорее, школа – в ней дети учатся развивать позитивные привычки. Почему это важнее? Потому что мы считаем, что в ребенке надо воспитать ответственность, доброта должна быть осознанной, мудрой, нужно помогать с умом. Слепая доброта может и навредить, вырастить иждивенца и потребителя, например. Осознанный выбор социально значимого поступка – вот, в частности, чему мы стараемся научить детей.
Из-за всероссийской акции, проводимой к Международному дню инвалидов, есть представление, что уроки доброты – это только о людях с ограниченными возможностями здоровья. Но на самом деле это обобщенное название занятий для школьников на различные социально значимые темы. Задача таких уроков более сложная, чем тронуть и вызвать жалость. Важно развить у детей стремление чувствовать себя наполненным в момент помощи, сочувствия, важно научить помогать правильно, а не подавать милостыню мошенникам и успокаивать себя тем, что ты сделал таким образом доброе дело. Социальная ответственность касается не только людей, а в целом всего, что нас окружает. Особенно природы, которая нуждается в постоянной защите.
– Как их можно ввести в школьное образование?
– Надо ли делать так, чтобы уроки доброты были в каждой школе? Сложный вопрос. Мы знаем, что когда что-то навязывают, скажем, как уроки религии сейчас в начальной школе, то это почти всегда формализуется, не дает задуманного эффекта, становится и для педагогов, и для учеников тяжкой нудной обязанностью. Благотворительность и добрые дела – тонкие материи. В идеале педагог, который ведет эти занятия, это человек, который имеет волонтерский опыт, то есть глубоко понимает, что такое благотворительность, при этом у него есть педагогическое образование, он знает, как правильно взаимодействовать с детьми, у него высокая профессиональная и коммуникативная культура. Понимаю, что это утопия. Таких педагогов очень мало.
Учитывая все условия и наши цели, в "Школе позитивных привычек" мы разработали рекомендации для педагогов, сценарии занятий, подобрали материалы, которые в совокупности помогают так провести занятие, чтобы у детей появился интерес к вопросам благотворительности, а затем уже надо развивать у них стремление к рефлексии, работе над собой, совершенствованию личных качеств. Наши рекомендации активно востребованы – прежде всего в регионах. Это объясняется многими причинами, конечно, и тем, что в Москве много благотворительных организаций, которые занимаются просвещением, в регионах их намного меньше.
На наш взгляд, можно использовать ресурс внеклассного образования, а также проводить классные часы, посвященные теории и практике добрых дел. Кроме того, мы организуем интегративные лагеря, в которых также проводим занятия о благотворительности. Мне кажется, что вводить такие уроки как постоянный предмет нецелесообразно, так как у детей и так большая нагрузка. Ни одной свободной минуты у них нет.
– Как ввести воспитание социальной ответственности в школьную программу?
– Нельзя "ввести воспитание". Вся образовательная среда, весь процесс обучения должен быть воспитывающим – и социальную ответственность в том числе. Иначе происходит рассогласование. В школе нельзя, а на улице можно. Очень страшно, когда маленькие дети ведут себя как прожженные циники. Глубокий, продуманный, затрагивающий самые потаенные уголки души разговор о любви к Родине, о помощи, о милосердии можно и нужно вести и на уроках литературы, биологии, обществознания, истории, вплоть до ОБЖ и физкультуры. Да, потому что ответственное отношение к своему здоровью – это тоже великая ценность и настоящая позитивная привычка. Эти темы могут быть вплетены в самые разные предметы, потому что это и есть жизненная практика, которой так не хватает школьным урокам.
Социальная ответственность – это когда тебе не все равно, что происходит вокруг, на одном специальном уроке невозможно научить любить людей, не проходить мимо чужого горя, быть неравнодушным. В целом все это закладывается с самого рождения и взращивается всю жизнь. Я думаю, что в программу, возможно, нужно вставлять специальные занятия, дела различные – например, волонтерские проекты, но это надо хорошо продумать и, в том числе, взвесить, в каком объеме дети должны включаться в эти проекты. Ведь важно, что социальная ответственность должна родиться изнутри, расти внутри и питаться тем, что делает человек. А для этого у растущего человека должна быть позитивная мотивация. Это растится не только школой, а семьей, окружением и даже электронной средой – в том числе интернет-информацией и социальными сетями.
– Какие школьные и внешкольные мероприятия помогут повысить социальную ответственность учеников?
– Это, безусловно, встречи с людьми, которые своими поступками доказали, что такое быть неравнодушными. Кроме того, это включение в различные социально значимые дела: посещение приютов для бездомных животных, помощь работе различных фондов, социальных учреждений (например, домам престарелых), подготовка собственных волонтерских проектов. В школе ты проводишь очень много времени, вся твоя жизнь больше там, чем дома, поэтому важно, чтобы в школе была теплая атмосфера. Еще можно воспитывать через собственный пример, пример педагогов.
Учитель должен проконсультироваться с профессионалами в области благотворительности, а их немало не только в Москве, но и по всей России. А также привлечь родителей для выбора проектов, которые подойдут для поддержки с учетом возраста детей, посоветоваться с коллегами. Нужно общее мнение, общее решение.
Что еще? Думаю, что создание волонтерских отрядов. Я подчеркиваю, что это должна быть правильно выстроенная волонтерская деятельность. Например, когда старшеклассники проводят занятия для младшеклассников, в этом случае наращиваются социальные связи и старшие учатся присматривать за младшими.
Приведу пример из образования в западноевропейских странах, в которых есть волонтерский год, составляются портфолио учеников по социальным проектам, где ты зарабатываешь рейтинговые баллы, есть показатели, что ты сделал для общества, как ты помогал, насколько активно. У нас тоже волонтерская активность учитывается при поступлении в вуз, пока факультативно, но постепенно это может стать распространенной практикой. Тогда и потребность в волонтерских школьных отрядах возрастет. Но здесь сработает, скорее, мотивация для поступления в вуз, нежели потребность помогать.
– Как школа может взаимодействовать с семьями учеников по вопросам морально нравственного воспитания личности?
– Это должны быть и совместные мероприятия, и индивидуальная работа. Наиболее важно, чтобы все было неформально, с учетом особенностей семьи, культуры данного региона. Это тонкая деликатная работа, направленная на помощь, содействие развитию лучших качеств в ребенке, взаимодействие.
Например, идея проведения благотворительных ярмарок изначально хорошая, но чаще всего ярмарку организуют взрослые, это инициатива учителей и родителей. На ярмарке продаются вещи и изделия, сделанные взрослыми. Какая роль детей в таких мероприятиях? Дети не учатся помогать на таких мероприятиях.
У наших коллег из Набережных Челнов есть прекрасный проект "папины субботы": папы приходят в школу по субботам и вместе с детьми что-то делают для школы: подкрашивают, ремонтируют, а потом играют в футбол, волейбол, шахматы, что-то рисуют, ставят сценки. Получается такой интересный день в дружной команде. Вовлечение в морально-нравственное воспитание возможно только совместно с детьми и совместно с педагогическим коллективом.
– Уроки "Школы позитивных привычек" – это уроки о чем?
– Это уроки про то, как сделать свою жизнь и жизнь людей рядом наполненной добрыми и значимыми делами. Это о том, как правильно и вовремя. Мы понимаем, что, рассказывая про виды благотворительности, мы открываем детям профориентационные возможности и расширяем их интересы, учим их смотреть на жизнь более широко. Через благотворительность, конечно, смотреть на мир иногда очень больно, но когда ты стараешься включаться в благотворительность, то это очень душеспасительно.
– Как должны различаться программы в зависимости от возраста учеников, на чем делать акцент?
– Для учеников начальной школы важна наглядность, нужны игровые приемы. Для подростков акцент надо делать на самопознании, на коммуникации, педагогу нужно заручиться доверием, придется погрузиться в мир подростковой субкультуры, чтобы говорить на одном языке с этими колючими и неприветливыми людьми. В принципе, все это классические приемы педагогической работы с учениками разного возраста. В "Школе позитивных привычек" не одна программа для всех, у нас есть четыре ступени.
Первая ступень – это дошкольники. Педагоги проводят кукольные театры для самых маленьких. Показывают добрые сказки на социальные темы, ставят открытый вопрос в конце и после этого совместно ищут ответ на этот вопрос через обсуждение и творчество: дети рисуют, лепят, задают вопросы, обсуждают сказку. Интересно, что очень сильно меняется ответ на поставленный вопрос, потому что сразу после сказки они думают одно, а после рисования и рефлексии у них появляются другие мысли, и это хорошо развивает эмоциональный интеллект детей. Кроме того, во время рисования педагог проговаривает важные вехи в сказке, и ребята узнают новые понятия. Это для них важно.
Для младших школьников у нас просветительская программа. Мы рассказываем о разных видах благотворительности, но не через лекционный формат, а через дискуссионный, игровой. Все наши уроки построены по принципу ведения дискуссии: мы рассказываем, показываем мультфильм тематический, у нас собственное производство анимации, и после этого мы с детьми обсуждаем, что они об этом думают, что узнали. Мы модерируем дискуссию и в конце все это закрепляем какой-то игрой, чтобы через такую деятельную часть дети лучше закрепили свои знания. Для учеников начальной школы мы делаем "доски добрых дел", дарим каждому классу такую доску, и дети имеют возможность делиться информацией о своих хороших поступках. Это тоже помогает укреплять связи внутри класса и выращивать большее количество добрых дел.
Для средних школьников у нас программа на основе проектной деятельности. Работая в волонтерской команде, они создают инструкцию по самостоятельной жизни для выпускников школ.
Для старшеклассников и студентов – школа волонтеров-педагогов. Для старшеклассников – это возможность получить педагогическую профориентацию, так как, проводя занятия для младшеклассников, рассказывая о благотворительности, они могут проверить свою готовность стать педагогами. Так к тому же создается добрая семейная атмосфера в школе.
– Сколько требуется времени, чтобы обучить учителя? Или что для этого требуется?
– Требуется желание учителя и его вовлеченность, то есть особенно необходим личный профессиональный интерес. Наши семинары проходят 1–2 дня, после этого мы рекомендуем использовать ресурсы созданной фондом онлайн-платформы – positiveschl.ru (Реализуется при поддержке Фонда президентских грантов). На ней довольно много материалов для самостоятельного изучения, кроме того, у каждого педагога есть опыт, и на него тоже можно и нужно опираться.
– Можно ли сказать, что если дети не верят учителю, то у него не получится?
– Да, огромная проблема, что сейчас дети зачастую не доверяют педагогам. Поэтому без личного интереса к благотворительной деятельности просто не нужно рассказывать об этом. Дети сразу видят лицемерие.
– Получается, занятия на благотворительную тематику может вести педагог любой направленности, если он разделяет эти ценности?
– Конечно. Но это должен быть педагог с высокой профессиональной культурой, с высоким уровнем социальной ответственности.