МОСКВА, 22 янв — РИА Новости. Авторы законопроекта "О добровольчестве" должны разграничить понятия волонтерской и религиозной деятельности, а также предусмотреть возможность оказания добровольцами помощи нуждающимся без какой-либо отчетности и контроля, заявил во вторник председатель синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин.
Законопроект "О добровольчестве (волонтерстве)", как ожидается, будет внесен в Госдуму в конце февраля. В настоящий момент он направлен в правительство и субъекты Федерации.
Целью документа является создание правовой основы функционирования в России системы волонтерской деятельности, прав и обязанностей ее участников. Законопроект, в частности, предусматривает определение уполномоченного органа, который будет разрабатывать госполитику в сфере поддержки добровольческой деятельности и вести реестр волонтерских вакансий.
Волонтерское сообщество России ранее выступило против закона и предложило ограничиться набором поправок в отдельные законодательные акты.
"Надо подумать нашим законодателям, церковным юристам о различении все-таки волонтерской и религиозной деятельности, связанной, в частности, с участием в богослужении и религиозно обусловленных делах той или иной церковной общины: чтец, певец, человек, который помогает на богослужении, в храме, — это волонтер? Скорее всего, нет — это участник религиозного обряда и церемонии; это человек, который участвует в религиозной деятельности общины", — сказал Чаплин на пресс-конференции.
Кроме того, глава синодального отдела призвал законодателей отдельно выделить случаи, когда человек, будучи добровольцем, мог бы тем не менее не подпадать под действие системы отчетности и контроля, которую предлагается установить законопроектом.
"В случае чистого волонтерства, когда оказывается помощь ближнему, когда люди участвуют своими финансовыми средствами, своими трудами, общениями, добрым словом в жизни тех, кому нужна помощь, — вовсе не всегда человек хочет, чтобы его идентифицировали. Вовсе не всегда он настроен подписывать договоры, какие-то еще юридически обязывающие документы, и мне думается, что таким людям возможность быть анонимными, возможность делать добрые дела не формально нужно сохранить", — пояснил Чаплин.
Он напомнил, что есть соответствующая христианская традиция, определенная в Евангелии, которая предусматривает, чтобы совершаемое доброе дело не связывалось с именем того, кто его совершает, когда "левая рука не знает, что делает правая". "И вовсе не каждый человек, делая доброе дело, хочет, чтобы все люди знали, кто он такой", — добавил представитель РПЦ.
Вместе с тем глава синодального отдела отметил, что в отдельных случаях ответственность волонтеров, наоборот, должна быть четко прописана в законе.
"Было бы неправильно, если бы кто-то из нас приехал на место стихийного бедствия или на место теракта и начал совершать какие-то действия, не предъявив паспорта, не подчиняясь указаниям тех людей, которые знают, что на этом месте нужно делать, а что нельзя", — сказал Чаплин.
По его словам, есть случаи, когда требуются особая профессиональная подготовка и особая забота о безопасности других людей, и волонтер должен иметь ясное представление, какую ответственность он понесет, если в результате его действий как-то пострадают другие люди.
Волонтеры и больницы
Глава синодального отдела отдельно остановился на вопросах волонтерской деятельности при больницах и медучреждениях, признав тот факт, что зачастую руководство отечественных медучреждений просто не допускает добровольцев в больничные палаты.
По словам Чаплина, и здесь бывают ситуации, когда "нужны естественные ограничения и нужна ответственность", когда эти посещения добровольцев потенциально могут представлять опасность для жизни и здоровья как пациентов, так и самих волонтеров. Например, когда речь идет о посещениях инфекционных палат или общении волонтеров с больными, которые находятся в тяжелом состоянии.
"Но с другой стороны, существуют ситуации, когда люди приходят принести подарок, просто хотят утешить кого-то добрым словом, помочь больному, нуждающемуся в помощи, но их не пускают в больницу под тем предлогом, что нет надлежащего контроля", — отметил Чаплин.
На самом же деле, продолжил он, "очень часто главные врачи просто боятся лишнего глаза в этих лечебных заведениях, в которых иногда, скажем прямо, не все чисто как с точки зрения физической чистоты, так и с точки зрения нравственной чистоты, и с точки зрения закона".