Социальный навигатор

"Рефлексия - редкий зверь": эксперты обсудили исследования в образовании

Читать на сайте Ria.ru
МОСКВА, 25 окт — РИА Новости. Российской современной школе не хватает актуальных исследований. К такому выводу пришли эксперты, которые приняли участие в онлайн-конференции, посвященной открытию XX Всероссийской научно-практической конференции "Исследования, улучшающие образование".
Научный руководитель Центра мониторинга качества образования Института образования НИУ ВШЭ, член Ученого совета НИУ ВШЭ, академик Российской академии образования Виктор Болотов с сожалением констатировал, что современные исследования не связаны с сегодняшним образованием. "Наши эксперты почти не берут современные проблемы образования, молодежь не выходит на фронтир российских и международных исследований", — сказал он.
В качестве показательного примера Виктор Болотов привел цифровизацию образования. "Эта тема обсуждается где угодно и кем угодно, но серьезных исследований я пока не видел", — отметил спикер, добавив, что "вокруг этой темы много спекуляций и резких высказываний в духе "ужас, убили школу, убили учителя", но реальных доказательных исследований пока почти нет.
Кроме того, не хватает и реальных исследований по оценке качества образования и управлению качеством образования. "Сегодня доказательная образовательная политика – это редкий зверь", — признал академик РАО.
К открытию XX Всероссийской конференции молодых исследователей образования
Аналогичное мнение выразил главный внештатный педагог-психолог министерства просвещения Российской Федерации, академик Российской академии образования, президент Московского государственного психолого-педагогического университета Виталий Рубцов. Он полагает, что исследовательский модуль должен стать неотъемлемой частью любой деятельности, включая педагогическую и психолого-педагогическую. "Всякая разумная деятельность разумного человека требует рефлексии и понимания того, зачем он это делает", — отметил он, добавив, что без исследования оснований для деятельности невозможно развиваться.
Говоря о современных образовательных трендах, требующих серьезных исследований, эксперты назвали неравенство в образовании. "Дети очень разные, у нас нет универсальных методик, которые учили бы всех и всему", — отметил Виктор Болотов. Еще один тренд – "школа в мире, который быстро меняется".
«

"Очевидно, что роль образовательных учреждений становится все менее значительной, но без школы не обойтись, и она должна выполнять другую роль – не монопольного транслятора знаний, а организатора путешествия по миру знаний наших школьников", — сказал Виктор Болотов.

Кроме того, по его оценкам, крайне актуальна проблема баланса между "мягкими навыками и предметной подготовкой".
Напомним, что Всероссийская научно-практическая конференция молодых исследователей образования "Исследования, улучшающие образование", пройдет 28-29 октября. В ней примут участие более 700 специалистов, в том числе 41 эксперт из европейских и азиатских стран.
Конференция проводится в 20-й раз Московским государственным психолого-педагогическим университетом и Ассоциацией исследователей образования в партнерстве с ведущими российскими и зарубежными вузами при поддержке Всемирной ассоциации исследователей образования (WERA) и Европейской ассоциации исследователей образования (EERA).
Ученые представят результаты новых исследований в сфере образования
Обсудить
Рекомендуем