МОСКВА, 16 июн — РИА Новости. Как сформировать новую информационную культуру общества с помощью теологии и как противостоять фейкам, искажающим картину мира, обсудили эксперты в ходе семинара "Фейк или реальность? Информация как инструмент познания мира". Мероприятие состоялось на базе Российского государственного гуманитарного университета (РГГУ).
Мир сегодня, по мнению участников дискуссии, переживает избыток информации, в том числе необъективной или попросту заведомо ложной. Безошибочно ориентироваться в этом потоке становится все сложнее даже профессионалам. В ходе семинара эксперты рассмотрели основные принципы современной информационной гигиены, позволяющие с опорой на научное знание разобраться в том, где в медиа правда, а где ложь.
«
"Журналистика сегодня разделяется на два больших пласта — это журналистика фактов, новостей и журналистика мнений, когда человек высказывает то, что он думает, и это мнение может не совпадать с мнением редакции. Пропорция их может быть разной", — отметил профессор НИУ "Высшая школа экономики", советник МИА "Россия Сегодня" Олег Дмитриев.
Теология, по словам экспертов, — строгая область знания, работающая с четкими понятиями, однако также сопряженная с личным моральным выбором. Поэтому журналистика, посвященная теологическим и конфессиональным сюжетам, работает и с фактами, и с мнениями, что делает ее непростой и крайне ответственной областью.
Эксперты пояснили, как освещать теологические вопросы в медиа «
"Именно новый университетский предмет — теология традиционных конфессий России — оказывается на переднем крае борьбы с угрозой фейков. Строгое сочетание гуманитарных наук, преподаваемых на самом передовом уровне, с тысячелетней традицией конфессионального образования позволяют создать совершенно новую базу противодействия фейкам и дезинформации", — подчеркнул директор Института филологии и истории РГГУ, проректор Павел Шкаренков.
В целях развития университетской теологии, по мнению участников дискуссии, вузы должны не только бороться за повышение качества научных работ. Не менее важно активно использовать все возможности медиа для превращения теологического знания из информации для узкого круга профессионалов в популярную и востребованную информацию для всего общества.
"Возможно, стоит построить такую сеть, систему, где можно было бы задать вопросы профессионалам — потому что религиозное знание приходится проверять человеком, а не алгоритмом. В такое экспертное облако могли бы поступать вопросы: "достоверно ли это?", "соответствует ли это конфессии?", и так далее", — предложил руководитель Центра иудаики РГГУ, заместитель председателя экспертного совета по теологии ВАК при Минобрнауки РФ Леонид Кацис.
Чтобы распознать недостоверную информацию, по мнению участников семинара, необходимо жестко анализировать качество СМИ и автора, учитывая уровень информированности, авторитетности и личной заинтересованности. Яркие "тревожные" признаки — анонимность источников, ощутимая эмоциональная окраска, проявления неграмотности и несоответствие заголовка статьи ее содержанию.
Эксперты обсудили риски для теологии от неверной работы с медиа Главным источником фейков, кроме сознательного дезинформирования, по мнению экспертов, выступает некомпетентность журналистов. Опора на непроверенную информацию и расхожие мифы, искажения при переводе с других языков, неверная или поверхностная интерпретация статистики и других данных — наиболее опасные и частые ошибки работников медиа.
Даже очевидцы и профессиональные корреспонденты на месте событий вполне могут становиться источниками фейков, причина чего — состояние аффекта или банальная недобросовестность, подчеркнули эксперты.
Для уточнения информации эксперты рекомендуют сверяться непосредственно с официальными источниками, пресс-службами ведомств и организаций. Также активно сегодня развиваются специальные сервисы для выявления лжи в СМИ и интернете, публичные базы данных по различным темам. Авторитетность религиозных изданий необходимо проверять в соответствующих конфессиональных организациях.
Семинар стал четвертым мероприятием Всероссийского просветительского проекта "Теология как направление информационной политики вуза". В рамках проекта специалисты ведущих отечественных СМИ и эксперты в области теологии проводят семинары, посвященные конфессиональной проблематике в современных медиа. Организаторами проекта выступают МИА "Россия сегодня" и Научно-образовательная теологическая ассоциация.
Настоящее и будущее университетской теологии обсудили в Москве