Социальный навигатор

Координатор и коммуникатор: как изменилась роль классного руководителя

Читать на сайте Ria.ru
Полторы тысячи учителей школ столицы в эти дни завершают обучение по программе профессиональной переподготовки "Психолог детского коллектива", организованной Московским городским педагогическим университетом (МГПУ). Как меняются задачи и функции классных руководителей в современной школе? Какие профессиональные качества выходят сегодня на первый план? Об этом корреспонденту проекта "Социальный навигатор" МИА "Россия сегодня" рассказал руководитель программы, кандидат психологических наук, учёный секретарь ученого совета МГПУ Роман Комаров.
Роман Владимирович, как меняются задачи классного руководителя в современной школе?
— За последние годы они были принципиально переосмыслены. Раньше классное руководство было своего рода приставкой к основной нагрузке учителя. Как в старом анекдоте про пожилую учительницу, на которую в темном переулке нападает грабитель и говорит: "Отдавай часы", а та ему в ответ: "Часы не отдам. Берите лучше классное руководство".
Сейчас изменились подходы к классному руководству вообще: оно стало системообразующим элементом взаимодействия как внутри школы, так и школы с семьей, а семьи с "городом как школой". Здесь я могу процитировать председателя Ассоциации классных руководителей Максима Иванцова: "На сегодняшний день классный руководитель выполняет три большие функции: это функции координатора, коммуникатора и организатора".
С позиции организатора классный руководитель занимается сплочением классного коллектива, организацией внеклассной, внеурочной деятельности, профилактикой конфликтных ситуаций и т.п.
Увлечь и поднять мотивацию: хороший наставник нужен каждому школьнику
Функция координатора высвечивает новую грань компетенций классного руководителя: он координирует работу всего педагогического коллектива и имеет право задавать траекторию его движения. Также на уровне координатора классный руководитель по факту и по смыслу выступает еще и интегратором всех возможных образовательных ресурсов города в интересах ребенка.
Как коммуникатор классный руководитель фокусируется на гармоничной коммуникации всех ключевых участниках образовательного процесса: это ведь не только педагогический коллектив или коллектив учеников, но и семья. Ее доверие к московской школе напрямую зависит именно от этой функции классного руководителя.
Он устанавливает все эти разнообразные связи между учениками, родителями, педагогами, администрацией, школьными психологами, ресурсами столичного образования, помогая ребенку развивать свою потенциальную успешность и творческие качества, достигать высоких образовательных результатов. Он живет жизнью класса, знает и понимает каждого ученика, может чутко реагировать на самые разные ситуации и играть на опережение.
Именно в этом ракурсе мы смотрели на классного руководителя, когда проектировали структуру и содержание программы профессиональной переподготовки "Психолог детского коллектива".
Кто и как создавал эту программу?
— Инициатива исходила от Департамента образования и науки города Москвы. Главным исполнителем стал Московский городской педагогический университет в партнерстве с Городским психолого-педагогическим центром и Ассоциацией классных руководителей. С марта по июнь 2020 года первые полторы тысячи учителей московских школ прошли обучение, сейчас они выходят на итоговую аттестацию.
До начала пандемии программа была сбалансирована в части соотношения дистанционных и очных форматов занятий. Переход на самоизоляцию стал для многих определенным вызовом, но для нас оказался практически "бесшовным".
Эксперты обсудили, как пандемия и цифровизация изменят школу
МГПУ всегда был на фронтире дистанционного обучения. За несколько лет до пандемии мы уже отработали дистанционные форматы работы, в частности, на магистерской программе "Развитие детской одаренности", научным руководителем которой я являюсь.
Так что мы просто оперативно адаптировали программу "Психолог детского коллектива" под дистант: переформатировали часть контента, изменили структуру очных занятий, чтобы максимально эффективно обеспечить вовлеченность слушателей в образовательный процесс. И в этом смысле наша программа успешно показала, что такое новое понятие, как "очные занятия в дистанционном формате", имеет право на существование.
Сейчас, когда программа финиширует, очень приятно получать от слушателей отзывы, что обучение на программе оказалось для них очень своевременной поддержкой и помогло им перевести свою работу со школьниками в дистанте на новый качественный уровень. Получился двойной эффект.
Чему конкретно вы учили классных руководителей?
— В фокусе нашей работы были качества, которые повышают конкурентоспособность учителя в современном мире: системное мышление, креативность, адаптивность, способность принимать решения в ситуации неопределенности, цифровые компетенции, исследовательские умения. Делали упор только на достоверные психолого-педагогические знания и на овладение современными психолого-педагогическими технологиями.
Учитель будущего: цифровая грамотность и soft skills
Поэтому программа была разбита на пять модулей.
Первый модуль был посвящен проблемам современного детства. Мы понимаем, что дети сегодня уже не такие, какими они были десять или двадцать лет назад. Цифровая среда стала так тесно связана с развитием нашей психики и сознания, что говорить, что цифра — это просто внешний придаток, уже нельзя. У детей появились качественно новые особенности мышления, памяти, внимания и так далее. И если взрослый будет их игнорировать, он просто потеряет контакт с ребенком.
С другой стороны, нам очень важно было показать, что есть фундаментальное ядро, и оно, изменяясь в нюансах, не меняется сущностно. Например, такие ценности, как общение, дружба, любовь — это то, что проходит через века и имеет свои закономерности, с этим тоже надо работать.
Чему были посвящены другие модули программы?
— Второй модуль мы посвятили проектированию и созданию комфортной и безопасной образовательной среды. Среда ведь это не только предметно-пространственный компонент, но и социально-психологический, и организационно-технологический.
Третий модуль фокусировался на управлении взаимодействием ключевых участников образовательного процесса. Мы обучали педагогов "восстановительному подходу" — как снимать конфликтные ситуации в отношениях учителя с родителями; как помогать детям в конфликтных ситуациях; как выстраивать отношения администрации и родителей. Но прежде всего, как на деле заниматься их профилактикой.
Третий модуль реализовывали специалисты по восстановительному подходу из Городского психолого-педагогического центра. Я внимательно слежу за тем, как наши слушатели работают над итоговыми проектами, с которыми они выйдут на защиту. Среди этих проектов часто встречаются разработки по созданию в школах служб примирения.
Четвертый модуль был посвящен ребенку в классе, форматам и технологиям работы с коллективом — как организовать трудовую деятельность, разные игровые форматы взаимодействия, чтобы не потерять внимание детей, мотивировать их, сплотить коллектив и так далее.
Ученые МГППУ разработали эффективную модель школы будущего
И, наконец, пятый модуль…
— На мой взгляд, это был один из самых важных модулей всей программы. Он был посвящен проблемам академической и жизненной успешности детей. Само понятие успешности постоянно меняется, на первый план по востребованности выходят новые компетенции, способности и навыки. И если мы хотим, чтобы школа не просто обучала детей, а готовила их к успешной жизни, то и сам учитель должен обладать этими качествами.
Поэтому мы не только говорили о фундаментальных понятиях, о целеполагании, о проблемах способностей, интеллекта и креативности, но и ставили слушателей перед заданиями, которые нередко выбивали их из привычной колеи. Обучение на нашей программе в этом смысле проходило на высоком уровне сложности с ориентацией на способности и личностный потенциал. Развитие всегда требует преодоления. Настоящая победа легкой не бывает.
Планируете ли вы продолжать работу по программе?
— Мы видим, что наш опыт очень востребован. Если все останется в силе, в ближайшие полтора-два года обучением по программе получится охватить до 30 тысяч классных руководителей Москвы. Наша задача — чтобы институт классного руководства стал драйвером достижения новых высот в качестве образования каждого ребенка в каждой школе. Мы хотим, чтобы классный руководитель по возвращении с нашей программы в свой класс мог не интуитивно, а квалифицированно помогать каждому ребенку достигать персонально значимых именно для этого конкретного ребенка результатов.
Обсудить
Рекомендуем