Социальный навигатор

Начистоту. Школьники об итогах всероссийской олимпиады

Читать на сайте Ria.ru
МОСКВА, 14 мая — РИА Новости, Алена Пелля. Министерство просвещения РФ подготовило проект приказа об особенностях проведения Всероссийской олимпиады школьников в 2019-2020 году, согласно которому ученики выпускных классов, набравшие на региональном этапе необходимое количество баллов для участия в финале, признаются призерами олимпиады. О подготовке школьников к главной олимпиаде страны и разных точках зрения на решение Минпросвещения – в материале РИА Новости.
Тимур Кашапов, 11 класс, Самара, призер заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по немецкому языку, истории и географии:
"Мой интерес к олимпиадам появился еще в начальной школе: в 3 классе я впервые поехал на олимпиаду по русскому языку в Москву. В дальнейшем главной для меня стала Всероссийская олимпиада школьников, в которой я участвовал каждый год.
С 5 класса по рекомендации своей учительницы я стал ходить на дополнительные занятия для олимпиадников по истории, которые вели преподаватели вузов, а позже и по другим предметам.
В 9 классе я впервые прошел на заключительный этап по истории, но остался участником. Часто случалось, что городские, региональные и даже заключительные этапы олимпиад по разным предметам совпадали, что ставило меня перед неприятным выбором.
Льготу призера ВСОШ смогут использовать более 1,2 тыс человек
В 10 классе я ездил в выездную московскую школу по истории. Поездку по моей просьбе оплатил школьный родительский комитет. В течение недели мы занимались по четыре-пять пар в день с перерывами на еду и сон.
В 11 классе я стал участником курсов от преподавателя московской сборной по истории Сергея Антоновского в составе группы ребят из разных регионов. С сентября до апреля мы встречались в скайпе, обсуждали исторические вопросы, учились решать задания, писать эссе и проекты. Во многом благодаря этим курсам я успешно выступил на региональном этапе всероссийской олимпиады.
В последний школьный год прошел на заключительный этап Всероссийской олимпиады школьников по всем своим основным предметам: немецкий язык, история и география. Все это стоило очень большого труда и десятков бессонных ночей, авральных ситуаций и конфликтов с учителями в школе.
Решение Минпросвещения я считаю хорошим, но не идеальным. Безусловно, олимпиадники не заполонят собой внезапно все бюджетные места в ведущих вузах страны, потому что они и до этого их занимали. Несправедливо, что квотники – те, кто прошел на заключительный этап как лучшие в не представленном на финале регионе, – не получат дипломов. Они часто оказываются заложниками нежелания регионов отправлять много людей на заключительный этап за свой счет. Лично я бесконечно рад получению заветной корочки, хотя жалею, что вирус не дал мне съездить на заключительный этап".
Дороже "золота" и ЕГЭ: мифы и правда об олимпиадном движении
Анна Иванова (имя изменено по просьбе героини), 10 класс, Поволжье, победитель регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по обществознанию:
"Я участвую в олимпиадах с 1 класса. Сначала это были олимпиады, включающие в себя ряд дисциплин. В 7 классе учительница по обществознанию предложила принять участие во Всероссийской олимпиаде школьников – я согласилась. На школьном этапе стала призером и прошла на дальше. На муниципальном этапе я ничего не заняла, но для меня это стало огромным стимулом для развития.
Я поняла, что мне интересно обществознание и что хочу уделять ему больше внимания. Все летние каникулы я посвятила прочтению научной литературы, статей, заучиванию теории. Но в 8 классе удача снова была не на моей стороне, мне не удалось занять призовое место на том же этапе, что и в прошлом году.
Тогда я поняла, что без помощи педагога мне не удастся достичь высокого уровня знаний. Благодаря занятиям с учителем у меня появились первые победы. В 9 классе на школьном этапе я стала победителем, а на муниципальном – призером. Для прохождения на региональный этап мне не хватило всего лишь два балла.
Победители олимпиад: нас никто не готовил, кроме родителей
Также я стала участвовать в перечневых олимпиадах. Именно тогда я поняла, что хочу связать свою жизнь с обществознанием и поступить в престижный вуз России. Моя цель – это призерство на заключительном этапе Всероссийской олимпиаде школьников. Я начала идти к ней медленными, но уверенными шагами.
В этом учебном году, в 10 классе, я решила попробовать свои силы также и в предмете "Право". По обоим предметам я прошла на региональный этап. На подготовку уходило все мое свободное время: пришлось выбирать между мечтой и времяпровождением с друзьями. На регионе я стала победителем по обществознанию и призером по праву.
Но я не смогла набрать нужное количество баллов по обществознанию для прохождения на следующий этап. В апелляции мне отказали: объяснили, что не получится отбить баллы.
Во многих регионах очень тяжело набрать проходные баллы на заключительный этап, так как в каждом субъекте уровень проверки различен – где-то занижают, а где-то наоборот завышают баллы. На апелляциях часто выясняется, что у учеников с одинаковыми ответами стоят разные баллы, члены жюри объяснять такое отказываются. Многим регионам выгоднее послать одного квотника по каждому предмету на заключительный этап, чем несколько человек, прошедших порог участника.
Поворот не туда: почему олимпиадникам сложно выбрать профессию
Но, согласно положению о Всероссийской олимпиаде школьников, набрав наибольшее количество баллов среди параллелей 9-11 классов, я получила возможность поехать на заключительный этап по специальной квоте. Данную квоту удалось получить с трудом, так как была высокая конкуренция: каждая школа хотела отправить своего ученика.
Началась активная подготовка. Все это время я получала огромную поддержку от классного руководителя и администрации гимназии. Мне было предоставлено право на свободное посещение занятий. Пришлось отказаться от любимого хобби и посвятить себя полностью подготовке.
Я настроилась на тяжелую неделю испытаний, которая должна была решить мою дальнейшую судьбу. Но за пять дней до отъезда нас оповещают о переносе заключительного этапа. На брифинге 17 апреля огласили, что в этом году проведение заключительного этапа олимпиады отменяется. Исходя из слов министра просвещения, учащиеся 9-10 классов, прошедшие по квотам, не имеют право автоматически участвовать в данном этапе в следующем году, в отличие от тех, кто прошел порог проходных баллов.
Как поступить в российский вуз по результатам олимпиады
Я считаю такое решение несправедливым. Прошедшие по квоте такие же равноправные участники. Они тоже многим жертвуют, трудятся, тратят свои нервы и здоровье. По статистике, такие ученики ничуть не хуже показывают себя и занимают призовые места. Таким детям следует тоже предоставить возможность автоматически участвовать в заключительном этапе в следующем году – это будет справедливо. В любом случае, я буду также стремиться к своей цели, трудиться и стараться достичь желаемого результата".
Елизавета Осташвер, 11 класс, Санкт-Петербург, призер заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по испанскому языку:
"До старших классов мои знания об олимпиадном движении были поверхностными. Я считала, что выполнения "школьных нормативов" достаточно. Но в 9 классе мой мир буквально перевернулся, когда я отошла от школьных рамок и узнала про олимпиады.
Все началось с олимпиадных курсов испанского языка. Я зашла в класс и была крайне удивлена: ребята на год старше меня говорили о философии, науке, литературе на чистейшем испанском языке. Пообщавшись с олимпиадниками, совмещающими подготовку к испанскому с подготовкой к другим предметам, я твердо решила: олимпиады – мой путь.
Чем школьные олимпиады пригодятся студенту
В 10 классе я вышла на заключительный этап Всероссийской олимпиады школьников по испанскому в Москву. Но на последнем этапе мне не хватило двух баллов. На апелляции говорили про мой замечательный испанский, и что в следующем году возьму победителя. Но два решающих балла так и не подняли.
Несмотря на то, что я поступаю на экономику, я твердо решила не сдаваться: взять диплом Всероссийской олимпиады школьников по испанскому, чего бы мне это ни стоило. Передо мной встала трудная задача: совместить подготовку к перечневым олимпиадам по обществознанию и экономике, всероссийской олимпиаде по испанскому, к ЕГЭ и получить золотую медаль в школе.
Все лето я, как говорят в олимпиадном сообществе, "ботала". Осенью взяла свободное посещение в школе, забыла о личной жизни, спала по четыре-пять часов, потому что олимпиады требуют колоссальных сил и огромного количества времени.
Я занималась на курсах и с личным наставником, также ежедневно самостоятельно: читала книги, решала задания, знакомилась с культурой Испании и латиноамериканских стран, общалась с носителями языка – в буквальном смысле жила испанским.
"Гроб", "лом" и "загон": о чем говорят олимпиадники
К обществознанию я готовилась полностью самостоятельно: читала книги, которые рекомендуют на олимпиадных порталах, труды философов, ученых (некоторые на языке оригинала), смотрела лекции выдающихся политиков, экономистов, социологов, мыслителей.
Итог: победитель и призер семи перечневых олимпиад по обществознанию, испанскому и экономике, победитель Всероссийской олимпиады школьников в регионе по испанскому, призер региона Всероссийской олимпиады школьников по обществознанию и призер заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по испанскому. Думаю, что участие в олимпиадах только ради бонусов при поступлении – путь в никуда. Олимпиады – это жизнь, драйв, ментальный спорт.
Я мечтала о традиционном заключительном этапе, о встрече с друзьями-олимпиадниками из разных регионов страны, о настоящем интеллектуальном празднике, но пандемия внесла свои коррективы.
В сложившейся ситуации считаю решение абсолютно верным, потому что Минпросвещения прониклось нашей ситуацией, оценило, сколько сил было вложено в подготовку. Многие сейчас видят дипломы, медали, но никто не видит слез на апелляциях, ночных занятий, отчаяния, когда делаешь хоть одну ошибку в тренировочных заданиях. Для меня очень важно это решение: признание призером для меня эквивалентно признанию того, что мое "дело принципа" доведено до конца".
На официальном сайте Министерства просвещения РФ опубликовано сообщение, что 7 мая Министерство юстиции РФ зарегистрировало приказ об особенностях проведения Всероссийской олимпиады школьников в 2019-2020 году. В настоящее время готовится приказ об утверждении результатов, который будет опубликован на сайте Минпросвещения в конце мая – начале июня текущего года.
Обсудить
Рекомендуем