Социальный навигатор

Первый раз в онлайн-класс. Адаптация "удаленки" для самых маленьких

Читать на сайте Ria.ru
Дети младшего школьного возраста, как считают специалисты, могут тяжелее других школьников переживать изоляцию и нарушение привычного режима общения. Поэтому переход начальной школы в дистанционный режим — нелегкая процедура, требующая от учителей и родителей большого внимания и такта. О том, как сгладить неприятные последствия "удаленки" для самых маленьких учеников, читайте в новом материале РИА Новости.
Никаких "говорящих голов"
Основная причина быстрого утомления детей во время занятий — непонимание смысла происходящего, считает руководитель младшей школы в московской "Новой школе" Сергей Плахотников. Чтобы внимание учеников оставалось сфокусированным, педагог советует не упустить, а желательно и расширить интерактивные элементы урока.
«
"В нашей школе практикуется подход, который мы называем "перевернутым уроком": дети дома, самостоятельно или с помощью взрослых, вникают в тему, во время занятия сразу погружаясь в обсуждение или решение проблем, связанных с изученным материалом. В онлайн-формате такой режим оказывается особенно продуктивным", — рассказал он.
Эксперт объяснил, что если заинтересовать детей, то может оказаться даже, что нет необходимости сокращать время урока, делая поправку на "экранную нагрузку".
"За две недели, проведенные в дистанционном режиме, мы не заметили у детей и родителей какой-то серьезной усталости — напротив, многие просят побольше заданий. Тем не менее, чтоб уберечься от чрезмерного онлайна, мы решили у первоклассников и второклассников выделить два полных дня — вторник и четверг — для творческих проектных работ, не требующих контакта с экраном", — отметил педагог.
Однако, как считают учителя "Новой школы", с домашними заданиями важно не переусердствовать, чтобы не "завалить" детей и не притупить их инициативность. При наличии самостоятельной работы во время онлайн-уроков необходимость в домашних заданиях вообще отпадает, считает эксперт — домашними становятся все задания.
Во время урока в начальной школе, напоминает педагог, также важно не забывать об элементах физической активности и работе в малых группах, что позволяет организовать ряд образовательных платформ. Социо-игровая методика повышает эффективность урока, позволяя ученикам выражать свое понимание или реакцию с помощью движения, действуя в постоянном контакте с одноклассниками.
Реформа школьной жизни: как внедрить "дистанционку" в обучение
Избегая декларативных интонаций и провоцируя активность детей, педагог, по мнению Сергея Плахотникова, способен не только смягчить неудобства вынужденной изоляции, но и превратить ее в занятное приключение, в источник новых идей.
В тесном сотрудничестве
Дистанционный формат, как считают специалисты "Новой школы", существенно увеличивает роль родителей в организации учебного процесса. В этой ситуации педагогу крайне важно не просто быть всегда с ними на связи, но и выступить уверенным, грамотным организатором.
"Позиция родителей может быть разной, но определенно стоит избегать роли "эксперта", непрерывно стоящего у ребенка над душой. Некоторые родители, увидев учебный процесс вблизи, могут быть недовольны и обеспокоены, а это никому не пойдет на пользу. Надо понимать, что детям может понадобиться время для адаптации", – пояснил педагог.
Эффективное и гармоничное взаимодействие родителей и учителей, по его мнению, существенно повысит детскую вовлеченность. Кроме того, правильная атмосфера позволит минимизировать стресс от освоения новых форматов, благодаря чему учитель сможет объективно оценивать оптимальный объем нагрузок.
Новая виртуальная жизнь: как уберечь ребенка от зависимости
Кроме регулярных родительских опросов и совещаний, учителя "Новой школы" рекомендуют также организовать периодические — например, еженедельные — рассылки с информацией о новых решениях и событиях в жизни школы.
Мозговой штурм
Что касается работы самого педагогического коллектива, то, по мнению Сергея Плахотникова, не стоит забывать, что учителя — люди, также подверженные усталости и стрессу.
«
"Руководитель педагогического коллектива должен понимать, что его общение с подчиненными напрямую сказывается на их общении с детьми. Избежать частых видеоконференций с коллегами едва ли удастся в ближайшее время, поэтому надо чутко относится к их — и своему — душевному равновесию", — отметил он.
Для того, чтоб избежать выгорания из-за резко выросшего объема работы и деловой коммуникации, прежде всего специалисты "Новой школы" рекомендуют четко регламентировать время и повестку совещаний.
Переход в онлайн сопряжен с большим числом трудностей — как технических, так и концептуальных. Как считает Сергей Плахотников, оптимальное решение здесь состоит в том, чтобы разбиться на рабочие группы, каждая из которых решает проблемы на своем направлении: кто-то занят настройкой технических средств, кто-то адаптирует методические материалы, кто-то разрабатывает дистанционные альтернативы внеклассной активности.
Эксперт отметил, что требование учителей предоставить им определенную свободу маневра в новых условиях вполне обоснованно. Согласно его мнению, именно гибкое использование различных методических и технологических возможностей способно удовлетворить тягу к вариативности, свойственную развивающимся детям.
"Карантин и самоизоляция дают неплохие возможности для того, чтоб повысить самостоятельность школьников и научить их делать ответственный выбор", — заявил педагог.
При поддержке агентства Atlas Communications – организатора событий для профессионального и личностного развития педагогов и директоров.
Обсудить
Рекомендуем