МОСКВА, 28 фев – РИА Новости. Завершается анализ работы "Душевного Bazar’a" – одного из крупнейших благотворительных фестивалей столицы, выросшего из частной инициативы в значимый федеральный проект, который на протяжении 10 лет организует и проводит команда D-Group.Social.
"Душевный Bazar" родился в 2010 году как городская новогодняя благотворительная ярмарка. Его прообразом стали традиционные европейские рождественские базары. К 2019 году он значительно изменился и вырос до проекта федерального масштаба с описанной технологией популяризации идей осознанной благотворительности и волонтерства. В разные годы событие проводилось не только на столичных площадках, но и экспериментально – в регионах и в интернет-пространстве. Всего проект охватил более 40 регионов России, к нему подключилось свыше 300 некоммерческих организаций.
"До нас никто не знал, как делать правильно. И мы все эти 10 лет тоже не все знали, поэтому пробовали и ошибались и находили нестандартные решения. Творческие и управленческие искания привели нас к выводу, что "Душевный Bazar" должен проводиться только в режиме реального времени. При этом Москва как площадка только способствует участию в фестивале социальных проектов из регионов. Например, на юбилейном "Душевном Bazar’e" в декабре 2019 года его гости познакомились с работой некоммерческих организаций Уфы, Рязани, Ярославля, Архангельска, Санкт-Петербурга. И для нас этот год стал знаковым: итоги его экспериментов – опробования новых форматов и отказа от некоторых старых, усовершенствования и технологизации алгоритмов работы – это все то, что мы сейчас анализируем, чтобы принять решение быть ли проекту дальше, и если да, то в каком виде и с какой концепцией", – поделился создатель "Душевного Bazar’a", генеральный директор D-Group.Social Евгений Горькаев.
В 2019 году в рамках "Душевного Bazar’a" было собрано и направлено на социальные проекты более 4,5 миллиона рублей (в 2018 году сумма была чуть больше 5 миллионов рублей), притом что событие посетило меньше гостей, чем ожидалось – 12 тысяч человек против 18,5 тысячи в 2018-м. Организаторы связывают это сразу с несколькими факторами: вынужденным перемещением "Душевного Bazar’a" на новую площадку буквально за два месяца до его проведения, высоким сезоном заболевания ОРЗ и ОРВИ, а также серией ложных звонков, из-за которых в десятках социальных и торговых организациях столицы перед Новым годом проводились массовые эвакуации.
Всего за 10 лет гости и партнеры "Душевного Bazar’a" поддержали десятки социальных проектов. Общая сумма пожертвований превысила 50 миллионов рублей, а денежный эквивалент оказанной гуманитарной помощи – более 5,5 миллиона рублей. При этом организаторы фестиваля еще пять лет назад отказались от сбора пожертвований как основной цели события.
В последние три года все больше некоммерческих организаций – участников "Душевного Bazar’a" поддерживают это начинание, смещая акцент в сторону коммуникаций с гостями и вовлечения их в свою работу. Благодаря этому число волонтеров социальных проектов у фондов-участников увеличилось более чем на 1000 человек. У самого события списочный состав волонтеров за 10 лет превысил 2000 человек в возрасте от 6 до 83 лет.
"Непросто оценить эти показатели – много это или мало, хорошо или недостаточно. Мы консультировались с признанными специалистами в области оценки программ и пришли к выводу, что измерение социального эффекта "Душевного Bazar’a" – задача сложно и дорого выполнимая, при этом однозначных ответов нам не получить, слишком редко проводится ключевое событие. Однако оно, как стоп-кадр, фиксирует многие тренды и тенденции развития культуры благотворительности в России. И это так же важно для нас, как и знание того, что один конкретный ребенок нашел своих родителей благодаря тому, что его приемная мама однажды пришла на фестиваль и познакомилась с нужной программой одного благотворительного фонда или что жизнь одной конкретной собаки была спасена, потому что "Душевный Bazar" стал одним из “шести рукопожатий”, через которые новые хозяева узнали о несчастной судьбе теперь уже счастливого животного", – рассказала руководитель "Душевного Bazar’a", исполнительный директор D-Group.Social Инга Моисеева.
Второго марта эксперты "Душевного Bazar’a" примут участие в стратегической сессии, на которой обсудят итоги десятилетней работы, а также рассмотрят возможные сценарии дальнейшего развития и реализации фестиваля. Итоговое решение о судьбе благотворительного события команда D-Group.Social обнародует ближе к лету.