Беседовала Марина Лепина специально для "Социального навигатора"
- Фонду "Арифметика добра" пять лет. С чем вы пришли к этой дате?
- Сейчас, анализируя, понимаешь, что самое главное – правильно понятые проблемы сиротства и запуск долгосрочных программ. Хотя я бы еще отдельно отметила полученную экспертизу и понимание того, куда нужно двигаться системе. Сфера социального сиротства получила единомышленников, ключевое достижение – появление новой профессиональной команды. В команде фонда сейчас работает около 200 человек, включая тренеров, репетиторов, психологов. Мне кажется, мы один из крупнейших фондов страны. Некий еще один оазис в пустыне. Чем больше в теме будет таких профессионалов, тем быстрее будет решаться проблема. Это как с дворниками: один он будет на десять дворов, или на один двор будет десять дворников? Второе эффективнее и быстрее.
И важно, что мы работаем в интересах каждого ребенка в наших программах. Этого понимания очень не хватает в системе!
- Наверное, основные достижения – в результатах ведущих программ фонда?
- Наш фонд – это уже здание с хорошим фундаментом. Когда мы создавались, у нас была уникальная возможность: не стоял вопрос выживаемости, не стоял вопрос указаний сверху или сбоку, не было ограничений. У нас было свободное голое поле для деятельности и главная цель: действительно помочь детям-сиротам адаптироваться к реальной жизни. В первые месяцы работы стало понятно, что основная проблема, в частности, в том, что с детьми-сиротами никто долго не работает, а им нужна долгосрочная помощь, и ее результат будет виден потом, в перспективе. Не получится здесь работать наскоком, а часто бывает, что в эту сферу приходят и уходят. Но детьми нужно заниматься несколько лет, необходимы системные программы. Да, результаты будут не очевидны сразу, их сложно оценить. Но главная задача – не быстро чему-то обучить ребенка, а выстроить его изнутри, чтобы у него появились мотивация, вера в себя, желания, самосознание, понимание того, что он хочет, жизненные навыки. То есть сделать то, что все детство делают с каждым ребенком его родители. Трудно провести такую работу за несколько лет, а не за все детство, но мы вынуждены выбрать самое необходимое и делать это, и мы работаем профессионально и глубоко.
© БФ «Арифметика добра»
В наших программах более 1000 детей. Наша флагманская программа – это "Шанс", в которой мы даем подросткам-сиротам "удочку": знания (подготовку к выпускным экзаменам), социальные навыки (тренинги) и индивидуальное сопровождение после выпуска из детского дома. Как и многое обучение, индивидуальные занятия с репетиторами мы вынесли в онлайн. Для этого нами специально разработана онлайн-платформа, ориентированная на подростков, а мы получили отличную CRM. И конечно, дистанционный формат позволяет охватить очень далекие регионы. 600 километров от Архангельска или 200 от Сыктывкара – для нас уже неважно. Далее – живые тренинги на социальные навыки (целеполагание, коммуникации, финансовые знания, профориентация). На сегодня в программе старшеклассники из детдомов 31 региона России. В итоге дети прокачивают навыки, поступают в вузы.
Мы, кстати, не теряем с ними связи и после их выпуска из детского дома. У нас широкая программа наставничества и профориентации детей. Есть также формат помощи приемным семьям, в этом безумно не хватает поддержки. Клуб "Азбука приемной семьи" нашего фонда, пожалуй, крупнейшее сообщество приемных родителей в России. А еще есть понимание того, что люди, работающие с детьми и приемными семьями, должны иметь профессиональное образование. В этой связи, в частности, наш фонд взялся за разработку профстандарта сотрудника детских домов – удивительно, что его никогда не было в России. А ведь важно, чтобы люди, которые работают с травмированными детьми, имели профильное образование и соответствующие компетенции.
И конечно, большое наше достижение – это тысячи сторонников.
- Иногда можно услышать: "Ну что такое 1000 детей? Это же совсем мало из 43 тысяч, все еще живущих в детдомах"…
- Я скажу, что надо просто вспахивать свою грядку. Тысяча – это только начало. Невозможно сразу все одолеть. Если каждый делает свое дело, то постепенно проблема решается. А обещать сразу все побороть – просто популизм. Непродуктивно обесценивать труд. Сразу думаешь: а ты возьми не тысячу, а хотя бы трех детей-детдомовцев и попробуй их социализировать. Тогда станет понятно, как это непросто. Это большая работа.
- Что сейчас происходит в сфере социального сиротства? Вы видите какие-то изменения?
- Сокращается количество детей в детдомах, малышей разобрали, старшие выпускаются, думаю, в течение пяти-семи лет из 47 тысяч детей в детских домах останется примерно 25 тысяч. При этом усложняется категория детей, которым нужны семьи: теперь это в основном подростки и дети с ОВЗ. Мы для себя определили фокус – подростки. При этом, и в том числе благодаря работе нашего фонда, мы стали видеть и то, что увеличилось число родителей, готовых брать детей такого возраста. Есть большие проблемы с так называемыми детьми по заявлению, которые живут в учреждениях, но которых нельзя временно разместить в замещающие семьи. Их порядка 17 тысяч – это еще 35% детей!
Ну и конечно, проблема возвратов – их количество растет. Очевидно провисание на этапе подготовки и оценки ресурсов и рисков семьи, ну и сопровождения.
Мы также видим, что назревает потребность реформировать органы опеки – они не справляются, их компетенций не хватает. При этом у работников органов опеки куча обязанностей и страшный конфликт интересов: этот же орган контролирует семьи и этот же орган призван помогать. То есть один человек должен до последнего бороться за семью, и он же отвечает за то, как бы с ребенком чего плохого не случилось. И тогда изъять – это единственный способ избежать риска. Так не должно быть. Одни должны сопровождать и бороться до последнего, а вторые – контролировать. Сейчас ситуация, когда уже что-то сломалось в механизме так, когда не можешь подлатать, а надо менять.
Обсуждаемый ныне законопроект о приемных семьях не сможет радикально изменить ситуацию. Корневые проблемы не решатся, в законопроекте не разносятся функции сотрудников органов опеки и попечительства, не решается вопрос повышения их компетенций. При этом недостаточно просто быстро переучить людей. Нужно сначала правильно выстроить приоритеты и основные постулаты: работа в интересах ребенка, воспитание в семье и так далее. Вырастить поколение с новыми взглядами, с иным мировоззрением, думающее иначе, которое смогло бы совершенно по-другому работать в этой сфере. Нужна осознанность, которая реально сможет двигать ситуацию.
Самое главное – мы меняем отношение к детям из детских домов. В головах все еще живут страшные мифы о сиротах, но немножко уже удается исправлять ситуацию. Скорость ухода стереотипов низкая. Ты думаешь, что люди просвещены, а если копнуть глубоко, то выясняется, что еще не все все знают и понимают. Но уже многие знают, например, что в детских домах большинство детей – подростки. И второй триггер – уже многие знают, что не надо носить подарки в детские дома, что помогать надо по-другому.
- Как вы считаете, "Арифметика добра" является драйвером сектора?
- Хочется быть скромнее, но да, я считаю, что мы двигаем дело. Мы просто изначально поставили себе цель делать, а не просто существовать и стоять в сторонке от больших процессов. Нужно задавать русло речке. Но мы не одни, в секторе есть сторонники.
Я работаю в фонде с его первого дня и хорошо помню, как в самом начале к нам относились – как к "еще одному олигархическому фонду". Но можно даже сказать спасибо тому отношению – это давало драйв и мотивацию работать, доказывать, что мы пришли не реализовывать амбиции. Надо просто стиснуть зубы и работать. А потом появляются авторитет, уважение и доверие, и мы стали нужными.
- Вы всегда выступаете за сотрудничество в благотворительном секторе. Этого удается достичь?
- Было бы здорово, если бы было еще 100 фондов, как "Арифметика добра", тогда проблема сиротства решилась бы в ближайшее десятилетие. Коллаборация очень нужна, один в поле не воин. Невозможно все сделать самим. У нас уже есть успешное сотрудничество с фондами "Солнечный город" в Новосибирске, "Детские деревни SOS", "Наши дети", воронежским "Общие дети", мы обсуждаем партнерство с фондами "Волонтеры в помощь детям-сиротам", "Старшие братья, старшие сестры". Это бизнес-принцип, когда что-то надо отдавать тем, у кого в этом экспертиза лучше, то есть на аутсорсинг, доверять решение вопроса тем, кто в этом более всего компетентен. Так же как нельзя одному врачу лечить все болезни человеческого организма, нужны разные специалисты. А проблема сиротства многогранна.
«
Важно также конструктивное сотрудничество и с властью. Сейчас мы входим во всевозможные общественные структуры, например совет при правительстве РФ по вопросам попечительства в социальной сфере, совет при Министерстве труда.
Это нужно для того, чтобы высказывать позицию и участвовать в повестке дня. Важно, что фонд может оказывать влияние и выступать с позиции детей, семей. Например, мы вошли в рабочую группу Минпросвещения по обсуждению законопроекта о приемных семьях. Ценна возможность диалога с властью, региональной и федеральной. Власть сама зажата инертностью и непрофессионализмом системы, но хотя бы уже есть диалог… Фонды намного свободнее могут работать.
- Что бы вам хотелось реализовать в ближайшее время?
- Хочется еще активнее выйти в регионы, начать реализовывать программы помощи приемным семьям, больше уйти в сопровождение выпускников детских домов, делать больше просветительских программ, развивать наставническую программу. И еще не дает покоя мысль, что у нас должны появиться профессиональные приемные семьи. Тогда мы избавимся от системы детских домов, ребенок, по разным причинам потерявший кровную семью, может находиться в семейном окружении, в гостях, пока ему подыскивают семью приемную. Да, это непросто реализуется, такие профессиональные приемные родители должны быть подготовлены. Но это важно.
А еще вызов – качество институтов поддержки для приемных семей. В детских домах ребенок обеспечен всем, государство тратит миллионы на все бытовые нужды. А когда ребенок уходит в приемную семью, все ложится на плечи приемных родителей. Бытовая помощь, социальная адаптация должна быть обязательно, в этом государство должно работать в партнерстве с приемными родителями.