Социальный навигатор

Учимся для жизни: Московский салон образования готов к острым дискуссиям

Читать на сайте Ria.ru
Дополнительное образование сегодня меняется вслед за вызовами современной жизни и выходит за рамки классов в библиотеки, парки и кинозалы. Какие тренды выходят на первый план? Как найти баланс между свободой рынка и контролем качества образовательных программ? Об этом в преддверии Московского международного салона образования корреспонденту проекта "Социальный навигатор" МИА "Россия сегодня" рассказал директор Центра социально-экономического развития школы Института образования НИУ "Высшая школа экономики" Сергей Косарецкий.
— Сергей Геннадьевич, каким будет Московский международный салон образования в этом году?
— Салон всегда стремился к восприятию образования как открытой экосистемы, в которой нет жестких границ между уровнями образования — дошкольным и общим, общим и дополнительным, общим и профессиональным, государственным и частным.
В этом году салон сделал следующий шаг. Фактически он пройдет под известным лозунгом Non scholae sed vitae discimus ("Не для школы, а для жизни мы учимся"), если под "школой" понимать любой образовательный институт. Салон впервые будет отчетливо говорить о том, что границы между образованием и жизнью сегодня стали очень тонкими или исчезли.
Конечно, образование во все времена не стояло в стороне от вызовов, с которыми сталкивается общество. Проблемы гендера, экологии, демографии, неравенства беспокоят людей. Они очевидным образом влияют на то, что происходит с образованием, и нам критически важно понимать это влияние и, в меру возможности, управлять им.
Эксперт: дополнительное образование поможет детям найти свой путь в жизни
Но мы никогда так отчетливо не ощущали, что именно живые актуальные проблемы и вызовы будущего определяют то, что ищут в образовании дети и семьи, то, что стремятся предлагать лидеры практик и проектов.
Салон этого года как никогда "настроен" на сложность и изменчивость мира и меньше всего похож на "ярмарку тщеславия", где у каждого есть готовый ответ на все вопросы. Он привлекает тех, кто находится в поиске и ищет возможности коммуникаций с себе подобными, обратной, "горячей" связи в отношении предлагаемых и апробируемых решений. Особенно остро мы это ощущаем в сфере дополнительного образования.
— Как сегодня меняется сфера дополнительного образования?
— Давно стало общим мнением, что эта сфера перестает быть "дополнительной", расширяется и выходит на первый план. В дополнительном образовании педагоги, родители и дети выходят за рамки искусственно созданных границ, ищут ответы на значимые и жизненно важные вопросы повсюду.
Становится неважным, где происходит процесс образования – в школе, в центрах творчества, в библиотеке, кинозале или в парке. Если человеку, чтобы разобраться с важными и интересными вопросами, нужно отправиться в длительную экспедицию или, наоборот, уединиться в своей комнате и заняться наблюдением за собственными чувствами и мыслями, и в этом ему может помочь педагог, сообщество, картина или фильм, то все это, на мой взгляд, можно назвать образовательными практиками.
Мы будем строить кластер дополнительного образования как раз исходя из таких представлений о "расширяющемся образовании". На сессии "О-Своение мира" мы будем говорить о современных практиках туризма, краеведения, когда путешествия детей, экскурсии, туристические походы, экспедиции на самом деле становятся путем к себе, путем к пониманию своего места в мире отношений с другими людьми, условием самоопределения и формирования осознанной жизненной позиции.
Развитие ребенка, выбор образования и карьеры: чем запомнился ММСО - 2017
На сессии "Образование для внутренней жизни" мы будем говорить о практиках саморегулирования, осознанности, внимательности, движения. Там не требуется специальное оборудование или помещение, скорее, нужен наставник, который поможет человеку в этом безумном мире разобраться со своими чувствами и мыслями, обрести внутреннее равновесие.
— Какие еще тренды в современном дополнительном образовании вы считаете важными?
— Развитие сообществ. Сегодня большинство успешных и интересных проектов в образовании делаются не одиночками, а сообществами. Особенно это актуально для нашей огромной страны, где для распространения технологических или методических новаций очень важно объединение людей.
На салоне мы будем рассматривать примеры успешных сообществ, объединений, движений, благодаря которым в последнее время меняется как дополнительное образование, так и образование в целом. Сообщества становятся драйверами изменений, часто более мощными, чем государственные проекты. Например, мы специально обсудим, как инициативы сообщества негосударственного сектора через практики дополнительного образования успешно решают вопросы развития и социализации детей-сирот, детей с ОВЗ, детей мигрантов.
Мы посмотрим, как и почему это происходит, кто становится ядром сообществ, как научить этих людей находить партнеров и единомышленников. Эта тема для нас также очень важна. Конечно, мы не оставим в стороне и тему новых, современных технологий, она пронизывает весь салон.
Детские технопарки "Кванториум" откроются в регионах к 2024 году
Еще отмечу в качестве тренда рост востребованности так называемых интенсивных форматов – летних школ, хакатонов, массовых тренингов, когда за короткий срок в особых режимах мышления и коммуникации достигаются результаты, для получения которых, как обычно считалось, нужны годичные или более программы.
— Если мы говорим о результатах, то что сейчас происходит в традиционно дискуссионной области оценки качества дополнительного образования?
— Вопрос о результатах, качестве и эффектах дополнительного образования очень важный. Если ставить во главу угла принцип "Не для школы, а для жизни", то тема качества начинает выстраиваться по-новому. Государственная оценка достижений, экзамены, тестирование, дипломы и сертификаты во многом перестают быть подтверждением важности и значимости того, что человек приобрел за счет образования.
Но не вполне ясно, что приходит на смену. Что компании предлагают в качестве доказательства эффективности своих программ? Как в гибких формах дополнительного образования, без традиционных процедуры итоговой аттестации и контроля качества, человек может получать обратную связь о своем продвижении, достаточно ли здесь субъективного мнения учащегося: "мне нравится, мне интересно, и я продвигаюсь"?
Мы будем обсуждать также, насколько высоки риск ошибки и велика ее цена, пришло ли время "доказательных образовательных практик" и другие вопросы оценки качества.
— Насколько активен сегодня рынок программ дополнительного образования?
— Программ очень много. Мы каждый год сталкиваемся с новыми темами, красивыми названиями, обещаниями о новых эффектах – "мягких", "гибких" навыках и так далее. Но будут ли выполнены все эти обещания?
Раскрыты расходы россиян на дополнительное образование детей
Некоторые практики, которые совсем недавно говорили о важности свободного рынка, сегодня остро переживают и жалуются: "Другой назвал свою программу так же, как я, но он не обеспечит того же результата". Как в этой ситуации, не обращаясь к помощи государства, разрешить эту ситуацию? Как выстроить механизмы доверия между теми, кто работает на рынке программ дополнительного образования, и, самое главное, – между ними и родителями?
Мы предполагаем, что само профессиональное сообщество может стать субъектом, который определяет мягкие стандарты и задает ориентиры качества образования. Эту важную тему саморегулирования мы будем обсуждать на нескольких сессиях салона.
— Здесь неизбежно возникает вопрос о новых инструментах регулирования не только качества, но шире – самого дополнительного образования…
— Я уже говорил о том, что сегодня образование не может удержаться в заданных рамках, оно за них "выплескивается". И там, за рамками, очерченными в законах и регламентах, и практики и семьи (дети) оказываются в поле, которое недостаточно четко нормативно оформлено. Здесь и лидеры практик не всегда чувствуют себя уверенно, нуждаются в навигации и поддержке. Государство начинает переживать, что не может присматривать за происходящим в этой "теневой" зоне, теряет контроль.
Надо обсудить, какие можно предложить новые инструменты регулирования практик, обеспечивающие безопасность и благополучие детей, качество результатов и "спокойствие" государства. В рамках салона с лидерами практики мы планируем проектную сессию по разработке возможных сценариев, как "выйти из тени" и не сгореть "под солнцем" бюрократического надзора.
Ознакомиться с программой Московского международного салона образования, который пройдет с 10 по 13 апреля в 75-м павильоне ВДНХ, и построить собственный индивидуальный маршрут посещения мероприятия можно на сайте http://mmco-expo.ru.
Обсудить
Рекомендуем