https://sn.ria.ru/20230112/mgppu-1842417600.html
"Дети дождя". Как получить образование ребенку с аутизмом
"Дети дождя". Как получить образование ребенку с аутизмом - Социальный навигатор РИА Новости, 12.01.2023
"Дети дождя". Как получить образование ребенку с аутизмом
Сегодня около 45 тысяч детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) включены в систему российского образования. Как учатся особенные дети? Где могут... Социальный навигатор РИА Новости, 12.01.2023
2023-01-12T09:00
2023-01-12T09:00
2023-01-12T09:00
социальный навигатор
сн_образование
общество
россия
москва
псковская область
московский государственный психолого-педагогический университет (мгппу)
детские вопросы
https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e6/0c/1e/1842418528_0:74:3072:1802_1920x0_80_0_0_e00e946cd3dba396af73bae5dbc87c82.jpg
МОСКВА, 12 янв — РИА Новости. Сегодня около 45 тысяч детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) включены в систему российского образования. Как учатся особенные дети? Где могут получить помощь и поддержку их родители? Об этом РИА Новости рассказал директор Федерального ресурсного центра по организации комплексного сопровождения детей с РАС МГППУ, главный редактор журнала "Аутизм и нарушения развития" Артур Хаустов.— Какие возможности есть сейчас у детей с РАС в России в области получения образования?— В настоящее время существуют различные возможности организации образования для детей с РАС. Это могут быть отдельные группы или классы для детей с РАС. Другой вариант — ребенок с аутизмом получает образование в среде сверстников с другими нарушениями развития (отдельные классы для детей с ОВЗ).Для многих детей подходят модели инклюзивного образования, когда ребенок с аутизмом обучается совместно с нейротипичными сверстниками в обычном классе или группе.Для большинства детей с РАС полная инклюзия на первых этапах не подходит, тогда ребенок с РАС постепенно интегрируется в образовательный процесс со сверстниками. При этом педагогами применяются индивидуальные учебные планы, специальные технологии работы и система сопровождения.Примером такого постепенного включения является инклюзивная образовательная модель "ресурсный класс".Все эти возможности с 2012 года заложены в Федеральном законе "Об образовании в Российской Федерации". На данный момент есть целый ряд подзаконных актов, которые регламентируют, каким образом должна быть организована образовательная деятельность с детьми с РАС.Для их обучения разработаны примерные адаптированные основные общеобразовательные программы дошкольного, начального и основного общего образования.По данным статистики, на сегодняшний день 45 888 детей с РАС включены в российскую систему образования. Причем за последние годы эта цифра постоянно растет.Наибольшая сложность на данный момент — включение детей в систему ранней помощи, а взрослеющих — в систему специального профессионального и высшего образования.— А есть примеры регионов, где эти программы и модели уже успешно реализуются?— Да, конечно. Во многих регионах. Но проблема в том, что далеко не во всех организациях. Наш Федеральный ресурсный центр МГППУ успешно реализует модель обучения детей с РАС в отдельных классах и группах в течение 27 лет. Есть примеры успешно работающих специальных коррекционных школ — в Свердловской, Ростовской, Ульяновской, Псковской областях и многих других регионах.Модель инклюзивного образования системно отрабатывается в Москве, Воронежской, Нижегородской, Белгородской, Липецкой областях.— Можно ли сравнивать эти образовательные модели?— Сравнивать можно и нужно. Но не для того, чтобы выбрать лучшую универсальную для всех модель. Дело в том, что РАС — это широкий диапазон нарушений, и универсального подхода нет и быть не может.Образовательная модель подбирается индивидуально под каждого ребенка в зависимости от его особенностей, уровня развития и потребностей. Более того, на разных этапах развития ребенка могут быть полезны различные модели. У родителей всегда должен быть выбор, который делается в интересах ребенка.Например, для детей с более тяжелыми формами аутизма, либо на начальных этапах обучения (дошкольные группы, начальная школа) может быть целесообразно обучение в условиях отдельных классов для детей с РАС, как это происходит у нас в Центре. Благодаря профессиональной команде специалистов и отстроенной системе сопровождения, дети приобретают необходимые для обучения навыки, адаптируются к школьной жизни, а затем, накопив необходимый опыт, переходят в общеобразовательные инклюзивные школы.— Есть ли программы внеурочной деятельности для детей с РАС?— Да, конечно. Сегодня внеурочная деятельность и воспитание детей — обязательный компонент образования, которому уделяется много внимания. Нашим Центром совместно с партнерами-музеями реализуются инклюзивные адаптированные музейные программы. Мы специально готовим детей перед походом в музей, сотрудников для таких адаптированных экскурсий. После экскурсии создаем с учениками совместный небольшой проект. Например, стенгазету или видеоролик, благодаря которым они могут закрепить полученный социальный опыт и впечатления.— Какие показатели эффективности программ для детей с РАС есть? Какие программы их достигают?— В каждой адаптированной образовательной программе уже заложены планируемые результаты — показатели освоения программы. Для оценки предметных знаний применяются привычные аттестационные процедуры: контрольные работы, тесты. Важно, что для многих детей при этом используются адаптированные контрольно-измерительные материалы.Кроме изучения предметов, есть еще и коррекционно-развивающая область — для каждого ребенка разрабатывается индивидуальная программа коррекционной работы, которая включает индивидуальный перечень целей по формированию навыков социального взаимодействия, коммуникации, работе с нежелательным поведением, развитию жизненных компетенций. Такие результаты обычно оцениваются при помощи специальных оценочных методик.В зависимости от того, научился ли ребенок запланированному или нет, мы оцениваем результативность обучения по программе.Эффективность программы для конкретного ребенка зависит от того, правильно ли она подобрана: учитывались ли особенности и уровень развития ребенка, занимались ли с ним компетентные специалисты, применялись ли эффективные обучающие технологии.Для того чтобы обучение было результативным, применяются методы работы с доказанной эффективностью. Существуют мировые реестры доказательных практик. В них входят несколько десятков различных методов работы с детьми с РАС, которые показали свою эффективность. Это методы прикладного поведенческого анализа, структурированного обучения, некоторые развивающие подходы, системы визуальной поддержки и альтернативной коммуникации и т.д.Узнать о разных методах с доказанной эффективностью можно из клинических рекомендаций Минздрава России, в которые вошли многие эти методы. На сайте нашего Федерального ресурсного центра МГППУ так же описаны многие из них.— Как ведется работа с родителями детей с РАС? Какие материалы, проекты, ресурсы они могут использовать?— Работа с родителями чрезвычайно важна, причем на разных этапах. В школе нашего Центра "РАСсвет" мы активно взаимодействуем с родителями в адаптационно-диагностический период и раньше. Это помогает быстро и эффективно получить значимую информацию об особенностях ребенка и использовать ее в работе. Впоследствии это сотрудничество так же очень важно, так как необходим перенос навыков, которым учится ребенок в условиях его повседневной жизни.В нашем Центре отработаны разные формы работы с родителями учащихся с РАС: диагностические приемы, индивидуальные консультации, ознакомления с результатами обследования, обучения эффективным приемам работы, участие родителей в психолого-педагогическом консилиуме для выработки наиболее полезных рекомендаций по организации работы с ребенком, обучающие занятия в триаде ("специалист-ребенок-родитель"), родительские собрания, "родительские клубы".Мы работаем не только с родителями обучающихся нашей школы "РАСсвет". Например, на интенсивные консультативно-диагностические курсы может приехать семья из любого региона. Неделю с ними работают несколько специалистов. Они проводят оценку уровня развития ребенка, составляют перечень целей работы с ним, демонстрируют приемы работы.Для семей, которые не могут приехать к нам, мы организуем консультационно-диагностический курс в дистанционном режиме.Также в центре осуществляется ранняя помощь детям с рисками развития РАС (до 3 лет). В этом случае работа всегда ведется с ребенком через родителей. Основная задача — научить взрослых взаимодействовать и обучать своего малыша. А чем раньше выявлены риски развития РАС и начата работа, тем лучше прогноз дальнейшего развития.— В каком направлении будет развиваться ваш Центр? Какие новые программы и мероприятия запланированы на 2023 и последующие годы?— Важнейшие задачи — разработка и описание инновационных технологий работы с детьми с РАС, проверка их эффективности. А также создание и стандартизация диагностических инструментов.Все эти методы важно внедрить в российскую систему образования и сопровождения детей с РАС. Для этого совместно с региональными министерствами мы развиваем сеть ресурсных центров по всей России. Их задача — адресная помощь каждой семье: консультирование, коррекционно-развивающие занятия, обучение, помощь в выборе образовательного маршрута. Также системная помощь специалистам организаций, в которые приходит ребенок с аутизмом: детские сады, школы, реабилитационные центры.Сегодня такие центры существуют в 56 регионах России. Они находятся на разных этапах развития. Наша задача — содействовать открытию новых и поддерживать уже существующие, реализовывать с ними совместные проекты в интересах детей.
https://sn.ria.ru/20221024/inklyuziya-1826284858.html
https://sn.ria.ru/20221128/mgppu-1834153309.html
https://sn.ria.ru/20221219/mgppu-1839111303.html
https://sn.ria.ru/20211021/inklyuzivnoe_obrazovanie-1755476714.html
https://ria.ru/20210209/mgppu-1596476875.html
россия
москва
псковская область
РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
2023
РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
Новости
ru-RU
https://sn.ria.ru/docs/about/copyright.html
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/
РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e6/0c/1e/1842418528_0:0:2732:2048_1920x0_80_0_0_abf80d2a0849fafa4921e4cfede24183.jpgРИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
социальный навигатор, сн_образование, общество, россия, москва, псковская область, московский государственный психолого-педагогический университет (мгппу), детские вопросы, аутизм
Социальный навигатор, СН_Образование, Общество, Россия, Москва, Псковская область, Московский государственный психолого-педагогический университет (МГППУ), Детские вопросы, аутизм
МОСКВА, 12 янв — РИА Новости. Сегодня около 45 тысяч детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) включены в систему российского образования. Как учатся особенные дети? Где могут получить помощь и поддержку их родители? Об этом РИА Новости рассказал директор Федерального ресурсного центра по организации комплексного сопровождения детей с РАС
МГППУ, главный редактор журнала "Аутизм и нарушения развития" Артур Хаустов.
— Какие возможности есть сейчас у детей с РАС в России в области получения образования?
— В настоящее время существуют различные возможности организации образования для детей с РАС. Это могут быть отдельные группы или классы для детей с РАС. Другой вариант — ребенок с аутизмом получает образование в среде сверстников с другими нарушениями развития (отдельные классы для детей с ОВЗ).
Для многих детей подходят модели инклюзивного образования, когда ребенок с аутизмом обучается совместно с нейротипичными сверстниками в обычном классе или группе.
Для большинства детей с РАС полная инклюзия на первых этапах не подходит, тогда ребенок с РАС постепенно интегрируется в образовательный процесс со сверстниками. При этом педагогами применяются индивидуальные учебные планы, специальные технологии работы и система сопровождения.
Примером такого постепенного включения является инклюзивная образовательная модель "ресурсный класс".
Все эти возможности с 2012 года заложены в Федеральном законе "Об образовании в Российской Федерации". На данный момент есть целый ряд подзаконных актов, которые регламентируют, каким образом должна быть организована образовательная деятельность с детьми с РАС.
Для их обучения разработаны примерные адаптированные основные общеобразовательные программы дошкольного, начального и основного общего образования.
По данным статистики, на сегодняшний день 45 888 детей с РАС включены в российскую систему образования. Причем за последние годы эта цифра постоянно растет.
Наибольшая сложность на данный момент — включение детей в систему ранней помощи, а взрослеющих — в систему специального профессионального и высшего образования.
— А есть примеры регионов, где эти программы и модели уже успешно реализуются?
— Да, конечно. Во многих регионах. Но проблема в том, что далеко не во всех организациях. Наш Федеральный ресурсный центр МГППУ успешно реализует модель обучения детей с РАС в отдельных классах и группах в течение 27 лет. Есть примеры успешно работающих специальных коррекционных школ — в Свердловской, Ростовской, Ульяновской, Псковской областях и многих других регионах.
Модель инклюзивного образования системно отрабатывается в Москве, Воронежской, Нижегородской, Белгородской, Липецкой областях.
— Можно ли сравнивать эти образовательные модели?
— Сравнивать можно и нужно. Но не для того, чтобы выбрать лучшую универсальную для всех модель. Дело в том, что РАС — это широкий диапазон нарушений, и универсального подхода нет и быть не может.
Образовательная модель подбирается индивидуально под каждого ребенка в зависимости от его особенностей, уровня развития и потребностей. Более того, на разных этапах развития ребенка могут быть полезны различные модели. У родителей всегда должен быть выбор, который делается в интересах ребенка.
Например, для детей с более тяжелыми формами аутизма, либо на начальных этапах обучения (дошкольные группы, начальная школа) может быть целесообразно обучение в условиях отдельных классов для детей с РАС, как это происходит у нас в Центре. Благодаря профессиональной команде специалистов и отстроенной системе сопровождения, дети приобретают необходимые для обучения навыки, адаптируются к школьной жизни, а затем, накопив необходимый опыт, переходят в общеобразовательные инклюзивные школы.
— Есть ли программы внеурочной деятельности для детей с РАС?
— Да, конечно. Сегодня внеурочная деятельность и воспитание детей — обязательный компонент образования, которому уделяется много внимания. Нашим Центром совместно с партнерами-музеями реализуются инклюзивные адаптированные музейные программы. Мы специально готовим детей перед походом в музей, сотрудников для таких адаптированных экскурсий. После экскурсии создаем с учениками совместный небольшой проект. Например, стенгазету или видеоролик, благодаря которым они могут закрепить полученный социальный опыт и впечатления.
— Какие показатели эффективности программ для детей с РАС есть? Какие программы их достигают?
— В каждой адаптированной образовательной программе уже заложены планируемые результаты — показатели освоения программы. Для оценки предметных знаний применяются привычные аттестационные процедуры: контрольные работы, тесты. Важно, что для многих детей при этом используются адаптированные контрольно-измерительные материалы.
Кроме изучения предметов, есть еще и коррекционно-развивающая область — для каждого ребенка разрабатывается индивидуальная программа коррекционной работы, которая включает индивидуальный перечень целей по формированию навыков социального взаимодействия, коммуникации, работе с нежелательным поведением, развитию жизненных компетенций. Такие результаты обычно оцениваются при помощи специальных оценочных методик.
В зависимости от того, научился ли ребенок запланированному или нет, мы оцениваем результативность обучения по программе.
Эффективность программы для конкретного ребенка зависит от того, правильно ли она подобрана: учитывались ли особенности и уровень развития ребенка, занимались ли с ним компетентные специалисты, применялись ли эффективные обучающие технологии.
Для того чтобы обучение было результативным, применяются методы работы с доказанной эффективностью. Существуют мировые реестры доказательных практик. В них входят несколько десятков различных методов работы с детьми с РАС, которые показали свою эффективность. Это методы прикладного поведенческого анализа, структурированного обучения, некоторые развивающие подходы, системы визуальной поддержки и альтернативной коммуникации и т.д.
Узнать о разных методах с доказанной эффективностью можно из клинических рекомендаций Минздрава России, в которые вошли многие эти методы. На сайте нашего Федерального ресурсного центра МГППУ так же описаны многие из них.
— Как ведется работа с родителями детей с РАС? Какие материалы, проекты, ресурсы они могут использовать?
— Работа с родителями чрезвычайно важна, причем на разных этапах. В школе нашего Центра "РАСсвет" мы активно взаимодействуем с родителями в адаптационно-диагностический период и раньше. Это помогает быстро и эффективно получить значимую информацию об особенностях ребенка и использовать ее в работе. Впоследствии это сотрудничество так же очень важно, так как необходим перенос навыков, которым учится ребенок в условиях его повседневной жизни.
В нашем Центре отработаны разные формы работы с родителями учащихся с РАС: диагностические приемы, индивидуальные консультации, ознакомления с результатами обследования, обучения эффективным приемам работы, участие родителей в психолого-педагогическом консилиуме для выработки наиболее полезных рекомендаций по организации работы с ребенком, обучающие занятия в триаде ("специалист-ребенок-родитель"), родительские собрания, "родительские клубы".
Мы работаем не только с родителями обучающихся нашей школы "РАСсвет". Например, на интенсивные консультативно-диагностические курсы может приехать семья из любого региона. Неделю с ними работают несколько специалистов. Они проводят оценку уровня развития ребенка, составляют перечень целей работы с ним, демонстрируют приемы работы.
Для семей, которые не могут приехать к нам, мы организуем консультационно-диагностический курс в дистанционном режиме.
Также в центре осуществляется ранняя помощь детям с рисками развития РАС (до 3 лет). В этом случае работа всегда ведется с ребенком через родителей. Основная задача — научить взрослых взаимодействовать и обучать своего малыша. А чем раньше выявлены риски развития РАС и начата работа, тем лучше прогноз дальнейшего развития.
— В каком направлении будет развиваться ваш Центр? Какие новые программы и мероприятия запланированы на 2023 и последующие годы?
— Важнейшие задачи — разработка и описание инновационных технологий работы с детьми с РАС, проверка их эффективности. А также создание и стандартизация диагностических инструментов.
Все эти методы важно внедрить в российскую систему образования и сопровождения детей с РАС. Для этого совместно с региональными министерствами мы развиваем сеть ресурсных центров по всей России. Их задача — адресная помощь каждой семье: консультирование, коррекционно-развивающие занятия, обучение, помощь в выборе образовательного маршрута. Также системная помощь специалистам организаций, в которые приходит ребенок с аутизмом: детские сады, школы, реабилитационные центры.
Сегодня такие центры существуют в 56 регионах России. Они находятся на разных этапах развития. Наша задача — содействовать открытию новых и поддерживать уже существующие, реализовывать с ними совместные проекты в интересах детей.