Рейтинг@Mail.ru
Как психология меняет образование. Путь к новой школе по академику Рубцову - РИА Новости, 28.11.2022
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
основатель МГППУ, академик РАО Виталий Рубцов

Как психология меняет образование. Путь к новой школе по академику Рубцову

Дать качественное образование детям — важнейший приоритет практически каждой российской семьи. Не секрет, что полноценное обучение требует немалых усилий. Но стоит ли делать основной акцент на скрупулезном изучении предметов? И какие методики получения знаний лучше всего помогут гармоничному развитию ребенка? Ответы на эти вопросы не одно десятилетие ищет основатель МГППУ, академик РАО Виталий Рубцов вместе с исследователями вуза. О лучших практиках и выводах ученого — в материале РИА Новости.
© РИА Новости / Артем ЖитеневУченики во время занятия
Ученики во время занятия
Ученики во время занятия
© РИА Новости / Виталий Тимкив Школьница учит таблицу умножения по учебнику.
 Школьница учит таблицу умножения по учебнику
Школьница учит таблицу умножения по учебнику.
1.
Ученики во время занятия
2.
Школьница учит таблицу умножения по учебнику.
3.
Дети во врем урока
Учитель — первый среди равных
У некоторых людей образ учителя может быть связан со строгостью, оценивающим взглядом из-под очков и хорошо поставленным голосом — "тишина в классе!". Это и есть рудимент, которому в настоящем времени места не остается, считает Виталий Рубцов.
Чем больше преподаватель дистанцируется от учеников, тем сложнее ему стать для них понятным. Образование происходит, когда педагог зовет младших вместе с собой в совершенно новый и загадочный для ребенка мир. В таком путешествии проводнику важно доверять, а сам он хоть и идет впереди, но вместе с остальными.

"Я не вправе просто рассказывать студентам что-то, я должен переживать вместе с обучающимися весь материал, тогда они воспринимают это частью своей жизни, впускают это в свою жизнь. То же относится и к школе", — убежден Рубцов.

Так возможно приблизиться к решению задачи — научить учиться. В простой формулировке заложено многое, размышляет специалист. Учиться, значит, постоянно развивать себя без чьего-то обязательного надзора и быть в постоянном движении.
"Ученику нельзя давать готового знания, иначе мы только натаскиваем его, а нужно предоставить средства и инструменты для получения новой, добытой им самим информации", — считает исследователь.
Антон Семенович Макаренко (1888-1939), советский педагог и писатель - РИА Новости, 1920, 20.04.2022
Как стать человеком? Кого и как на самом деле воспитал Макаренко
Путь к открытиям не пройти в одиночку
Комплексное и свободное развитие детей неотделимо от естественной совместной деятельности ребят между собой и со старшим в учебе. Человека развивает взаимный обмен знаниями, своими первыми открытиями и первыми вопросами о преодолении преград.
"Я начинал как физик, это мое первое образование. В психологию же меня привело изучение логики научных открытий. Однажды я понял, что их не делают в одиночку, все они связаны не только с особенностями мышления человека, но с сообществами, в которых эти открытия совершали", — рассказал Рубцов.
Именно во взаимодействии разных людей зарождается новое. Каждый делает свой вклад в достижение и личной, и общей цели. Так возникает огромный потенциал возможностей, коллективный, отметил президент МГППУ.
Лев Выготский

Этот подход построен на открытиях отечественной психологии, в частности, Льва Выготского, школу которого продолжает Виталий Рубцов. Выготский создал такое направление как культурно-историческая психология. Согласно ему, человека развивает и меняет социальная среда, общение и адаптация к изменяющимся условиям жизни.

Если отталкиваться от того, что совместность и взаимодействие определяет процесс получения знания, продолжил Рубцов, то создание условий для этого и является основой школы.
"Сообщество взрослых успешно, когда может выстраивать командную работу в компании разнопрофессиональных направленностей. И в образовании должно быть также, стрежневыми навыками выступают умение создавать и вести сообщества", — сформулировал Рубцов.
Центральным должен стать не конкретный школьный предмет, пусть даже их будет множество, а навык выстраивать связи между дисциплинами, уверен президент МГППУ. Во главу угла становится умение быстро ориентироваться в новых направлениях познания и сплачиваться с другими вокруг реализуемых идей.
Ученики начальных классов в гимназии Новосибирска
Ученики начальных классов в гимназии Новосибирска
Привести в мир общения людей с особенностями
Если человек имеет ограниченные возможности здоровья (ОВЗ), то самое опасное — зацикливаться на них, поясняет ученый. К сожалению, забыть полностью о таких особенностях сложно, потому таким людям важна помощь другого, чтобы чувствовать себя с ним и другими на равных.
В основе сложного психического состояния людей, в особенности, детей с ОВЗ — мысль о своей неполноценности, об отсутствии перспектив. Если ее преодолеть, дать мотивацию к общению, то физические недуги перестанут определять социальную жизнь человека. И такое содействие должно оказываться с ранних лет, но никогда не поздно его начать.
Заведующий кафедрой психологии Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, профессор Александр Романович Лурия

"Психолог Александр Лурия верно говорил, что дело не в дефектах, а в их социальных последствиях, то есть в том, какие ограничения остаются у человека с особенностями в обществе. Мы в вузе стремимся сразу погрузить обучающегося с ОВЗ в студенческую среду, где другие помогают переключить внимание с его ограничений на цели", — рассказал Рубцов.

МГППУ уже 25 лет помогает присоединяться к полноценной социальной жизни людям с теми или иными ограничениями. На сегодняшний день в вузе учится около 200 таких ребят, уточнил исследователь.
В университете действует проект "доверенные студенты". Каждый обучающийся вуза после одобрения Ресурсным учебно-методическим центром может стать сопровождающим студента с ОВЗ, и таких желающих немало, дополнил президент вуза.
В МГППУ существует специальный телефон доверия для особенных категорий учащихся. Ученые регулярно разрабатывают образовательные программы для школьников с ОВЗ и проводят всероссийские конкурсы на самые эффективные практики обучения ребят с физическими ограничениями.

"Мы добились практически стопроцентной статистики трудоустройства выпускников с ограниченными возможностями. И растущее количество таких абитуриентов доказывает, что решен вопрос страха. Люди с особенностями перестают бояться поступать в вуз", — обратил внимание психолог.

Почему на Западе чаще цитируют Выготского, а индивидуализм пошатнулся
В западной психологии, особенно возрастной, основное внимание уделяется логике, интеллекту и личности самой по себе. Но сейчас индивидуализм в этой сфере переживает кризисные времена, заметил Рубцов.
"Впервые в научных работах европейских исследователей цитирований Выготского стало больше, чем упоминаний Жана Пиаже, основателя индивидуалистичного и логического подхода к формированию детской личности", — конкретизировал Рубцов.
Участник III марафона ползунков Маленький Чемпион

Одна из причин заключается в результатах недавнего открытия западных ученых — при развитии ребенка самым первым его проявлением становится коммуникация, а только после этого малыш учится совершать те или иные действия, заверил исследователь.

По его мнению, по-настоящему гармонично люди могут развиваться только совместно, сам по себе человек существовать не может. Он всегда нуждается в другом, будь то помощник, оппонент, друг или коллега. И путь психолога либо педагога, уверен Рубцов, предназначен для людей с желанием проявить участие и понимание по отношению к тем, кому они особенно нужны.
В то же время работа с людьми, с человеческим мышлением, особенно щедра на открытия. Чтобы познавать себя и преодолевать собственные ограничения нужно больше понимать окружающих.
"Как говорил мой учитель Василий Давыдов: "Мысль находится не между ушами, а между людьми", — подытожил Рубцов.
Пресс-конференция, посвященная IX Всероссийскому конкурсу Лучшая инклюзивная школа России 2022 - РИА Новости, 1920, 24.10.2022
Инклюзия как норма. Педагоги осваивают новые методы работы с учениками
 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала