https://sn.ria.ru/20200619/1573072343.html
Фундамент для ЕГЭ: как постепенно подготовить ребенка и причем тут лень
Фундамент для ЕГЭ: как постепенно подготовить ребенка и причем тут лень - Социальный навигатор РИА Новости, 16.10.2020
Фундамент для ЕГЭ: как постепенно подготовить ребенка и причем тут лень
Чем ближе экзамены, тем чаще родители и учителя просят ребенка не лениться. Иногда взрослые не подозревают, что именно им нужно было постепенно научить детей... Социальный навигатор РИА Новости, 16.10.2020
2020-06-19T09:00
2020-06-19T09:00
2020-10-16T13:51
общество
сн_образование
единый государственный экзамен (егэ)
московский государственный психолого-педагогический университет (мгппу)
социальный навигатор
https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e4/04/1d/1570762165_0:162:3068:1888_1920x0_80_0_0_bde2f3cb46e795d4541dd4180601c4e1.jpg
МОСКВА, 19 июн — РИА Новости, Мария Тихонова. Чем ближе экзамены, тем чаще родители и учителя просят ребенка не лениться. Иногда взрослые не подозревают, что именно им нужно было постепенно научить детей быть более организованными, чтобы подготовка к ЕГЭ не стала причиной сильного стресса. Как научить школьника не откладывать важные дела на потом, рассказала кандидат психологических наук, преподаватель Московского государственного психолого-педагогического университета Анна Адаскина на вебинаре “Психологические основы подготовки к ЕГЭ в условиях дистанционного режима обучения”.Подмена понятий: с чем путают леньПо словам эксперта, под ленью часто понимают отсутствие желания выполнять ту работу, которая требует напряжения."К сожалению, несмотря на то, что очень много родителей обращаются с такими жалобами на своих детей и описывают их поведение как лень – в то время, как ребенок это слушает и начинает верить в то, что он ленивый – это понятие не до конца изучено", – прокомментировала Анна Адаскина.Она отметила, что на смену понятия "лень" приходит другое. Подростки и молодые люди говорят, что они не ленятся, а прокрастинируют, то есть постоянно откладывают важные дела, что может привести к болезненным психологическим переживаниям.Скрытые мотивы: почему дети ничего не делаютСреди причин прокрастинации, психолог в первую очередь отметила отсутствие мотивации."Ни один человек не будет сильно вкладываться в те задачи и прилагать усилия, если он не видит в этом смысл... С нашей взрослой точки зрения, у детей не сформирована мотивация, но иногда за этим стоят просто иная инициатива. Порой ценности и смыслы подростка не совпадают с тем, как мы это понимаем", – объяснила ученый.Вторая, не менее распространенная причина прокрастинации или лени, по словам Адаскиной, это высокое психологическое напряжение старшеклассников. Примерно четверть школьников испытывают высокую тревогу, болезненно реагируют на насмешки и сильно переживают из-за замечаний."Старшеклассники попадают в эту эмоциональную яму и не умеют из нее выбираться самостоятельно. Несколько раз попав в такое неблагоприятное эмоциональное состояние, дети стараются сократить свои попытки и пытаются отложить сложные дела именно из-за того, что они заранее боятся, что у них ничего не получится", – рассказала эксперт.Кроме того, по словам Адаскиной, за внешними формами поведения могут стоять и другие проблемы. Это может быть депрессия или физиологические причины. Часто у подростков встречается астенический синдром, который проявляется в общей истощаемости, утомляемости и в проблеме с концентрацией.Ученый отметила, что лень в чистом виде, то есть желание только получать удовольствие от жизни и ничего не делать, встречается достаточно редко.Как помочь подростку стать более организованнымПо словам Анны Адаскиной, сложности в самоорганизации чаще встречаются у подростков, родители которых ведут себя авторитарно: контролируют, не дают детям самостоятельного выбора, используют наказания и не дают права совершать ошибки.Эксперт также обратила внимание, что самоорганизация – очень сложный процесс, который завершается к моменту созревания лобных долей головного мозга. По последним данным, это происходит к возрасту 20 лет. То есть у подростка эта часть мозга еще до конца не развита."Первый навык, который должен быть сформирован у школьника, это чувство времени", – рассказала психолог.В этом подросткам и детям, по мнению специалиста, помогут часы. Желательно, чтобы это был отдельный гаджет, а не телефон. Лучше всего использовать часы со стрелками."Также у детей нужно развивать навыки расчета времени. В большинстве случаев родители берут контроль на себя, но постепенно нужно учиться передавать ответственность детям", – посоветовала Анна Адаскина.Эксперт также отметила, что подростка важно научить раскладывать сложные дела на простые задачи и составлять письменные расписания своих дел."И даже не всегда им нужно жестко следовать. Гибкое отношение к расписанию является одним из навыков, важных для успешного выполнения работы", – подчеркнула спикер.Дальше, по мнению психолога, взрослым важно научиться небольшими шагами передавать контроль над временем ребенку на примере каких-либо безопасных дел."Главное здесь – отсутствие подстраховки. Если вы решили передать ответственность ребенку, то нужно от этого отключиться. И необходимо, чтобы у ребенка оставалось право на ошибку. Да, он не рассчитал правильно время. Да, он опоздал. Да, он получил после этого какие-то неприятности, но он сам их получил, сам их пережил и, таким образом, происходит обучение", – рекомендовала Адаскина.Если у детей есть страховка, а взрослые стараются помочь им избежать ошибок, то навык не будет усвоен, считает специалист.Не менее важно, по словам ученого, чтобы ребенка научили следить за своим настроением и учитывать индивидуальные ритмы."Каждый из нас знает, что у него есть периоды активности, есть спады с точки зрения физиологии, эмоционального подъема и так далее. У каждого из нас есть периоды, когда мы можем концентрироваться или когда внимание уходит на спад и выполнять задания очень сложно", – объяснила спикер.Со стороны учителя, по мнению эксперта, важно создать благоприятную среду, где ребенок может учиться на своих ошибках и не бояться этого."Сюда входит и создание ситуации успеха, и возможность получить корректную обратную связь, где нет унижения", – заключила Анна Адаскина.Желательно, по словам ученого, чтобы обратная связь давала возможность исправиться. Помимо этого важно принимать личность подростка, несмотря на его ошибки.Как организовать выпускника при подготовке к ЕГЭПо мнению Адаскиной, если возникает вопрос подготовки школьника к ЕГЭ, то взрослые должны признать, что они не совсем подготовили выпускника к этой сложной задаче. За короткое время нужно максимально освоить необходимые навыки."Нужно сказать, что жизнь на ЕГЭ не заканчивается, эти навыки понадобятся выпускнику и в последующей жизни: скорее у него впереди будет еще длительное, долгое обучение. И после прохождения этого рубежа нужно максимально передать ему ответственность за то, что с ним происходит. Опять же небольшими дозами, но делать это целенаправленно", – посоветовала эксперт.Психолог подчеркнула, что взрослый должен заранее сделать так, чтобы подросток принял на себя ответственность за свою деятельность и эмоциональную саморегуляцию.
https://sn.ria.ru/20200609/1572662565.html
https://sn.ria.ru/20200605/1572480172.html
https://sn.ria.ru/20200323/1568919830.html
https://ria.ru/20200526/1571964160.html
РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
2020
РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
Новости
ru-RU
https://sn.ria.ru/docs/about/copyright.html
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/
РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e4/04/1d/1570762165_169:0:2900:2048_1920x0_80_0_0_55c4cbafc45bb9def84d266f34839e25.jpgРИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
общество, сн_образование, единый государственный экзамен (егэ), московский государственный психолого-педагогический университет (мгппу), социальный навигатор
Общество, СН_Образование, Единый государственный экзамен (ЕГЭ), Московский государственный психолого-педагогический университет (МГППУ), Социальный навигатор
МОСКВА, 19 июн — РИА Новости, Мария Тихонова. Чем ближе экзамены, тем чаще родители и учителя просят ребенка не лениться. Иногда взрослые не подозревают, что именно им нужно было постепенно научить детей быть более организованными, чтобы подготовка к ЕГЭ не стала причиной сильного стресса. Как научить школьника не откладывать важные дела на потом, рассказала кандидат психологических наук, преподаватель Московского государственного психолого-педагогического университета Анна Адаскина на вебинаре “Психологические основы подготовки к ЕГЭ в условиях дистанционного режима обучения”.
Подмена понятий: с чем путают лень
По словам эксперта, под ленью часто понимают отсутствие желания выполнять ту работу, которая требует напряжения.
«
"К сожалению, несмотря на то, что очень много родителей обращаются с такими жалобами на своих детей и описывают их поведение как лень – в то время, как ребенок это слушает и начинает верить в то, что он ленивый – это понятие не до конца изучено", – прокомментировала Анна Адаскина.
Она отметила, что на смену понятия "лень" приходит другое. Подростки и молодые люди говорят, что они не ленятся, а прокрастинируют, то есть постоянно откладывают важные дела, что может привести к болезненным психологическим переживаниям.
Скрытые мотивы: почему дети ничего не делают
Среди причин прокрастинации, психолог в первую очередь отметила отсутствие мотивации.
"Ни один человек не будет сильно вкладываться в те задачи и прилагать усилия, если он не видит в этом смысл... С нашей взрослой точки зрения, у детей не сформирована мотивация, но иногда за этим стоят просто иная инициатива. Порой ценности и смыслы подростка не совпадают с тем, как мы это понимаем", – объяснила ученый.
Вторая, не менее распространенная причина прокрастинации или лени, по словам Адаскиной, это высокое психологическое напряжение старшеклассников. Примерно четверть школьников испытывают высокую тревогу, болезненно реагируют на насмешки и сильно переживают из-за замечаний.
"Старшеклассники попадают в эту эмоциональную яму и не умеют из нее выбираться самостоятельно. Несколько раз попав в такое неблагоприятное эмоциональное состояние, дети стараются сократить свои попытки и пытаются отложить сложные дела именно из-за того, что они заранее боятся, что у них ничего не получится", – рассказала эксперт.
Кроме того, по словам Адаскиной, за внешними формами поведения могут стоять и другие проблемы. Это может быть депрессия или физиологические причины. Часто у подростков встречается астенический синдром, который проявляется в общей истощаемости, утомляемости и в проблеме с концентрацией.
Ученый отметила, что лень в чистом виде, то есть желание только получать удовольствие от жизни и ничего не делать, встречается достаточно редко.
Как помочь подростку стать более организованным
По словам Анны Адаскиной, сложности в самоорганизации чаще встречаются у подростков, родители которых ведут себя авторитарно: контролируют, не дают детям самостоятельного выбора, используют наказания и не дают права совершать ошибки.
Эксперт также обратила внимание, что самоорганизация – очень сложный процесс, который завершается к моменту созревания лобных долей головного мозга. По последним данным, это происходит к возрасту 20 лет. То есть у подростка эта часть мозга еще до конца не развита.
"Первый навык, который должен быть сформирован у школьника, это чувство времени", – рассказала психолог.
В этом подросткам и детям, по мнению специалиста, помогут часы. Желательно, чтобы это был отдельный гаджет, а не телефон. Лучше всего использовать часы со стрелками.
"Также у детей нужно развивать навыки расчета времени. В большинстве случаев родители берут контроль на себя, но постепенно нужно учиться передавать ответственность детям", – посоветовала Анна Адаскина.
Эксперт также отметила, что подростка важно научить раскладывать сложные дела на простые задачи и составлять письменные расписания своих дел.
"И даже не всегда им нужно жестко следовать. Гибкое отношение к расписанию является одним из навыков, важных для успешного выполнения работы", – подчеркнула спикер.
Дальше, по мнению психолога, взрослым важно научиться небольшими шагами передавать контроль над временем ребенку на примере каких-либо безопасных дел.
«
"Главное здесь – отсутствие подстраховки. Если вы решили передать ответственность ребенку, то нужно от этого отключиться. И необходимо, чтобы у ребенка оставалось право на ошибку. Да, он не рассчитал правильно время. Да, он опоздал. Да, он получил после этого какие-то неприятности, но он сам их получил, сам их пережил и, таким образом, происходит обучение", – рекомендовала Адаскина.
Если у детей есть страховка, а взрослые стараются помочь им избежать ошибок, то навык не будет усвоен, считает специалист.
Не менее важно, по словам ученого, чтобы ребенка научили следить за своим настроением и учитывать индивидуальные ритмы.
"Каждый из нас знает, что у него есть периоды активности, есть спады с точки зрения физиологии, эмоционального подъема и так далее. У каждого из нас есть периоды, когда мы можем концентрироваться или когда внимание уходит на спад и выполнять задания очень сложно", – объяснила спикер.
Со стороны учителя, по мнению эксперта, важно создать благоприятную среду, где ребенок может учиться на своих ошибках и не бояться этого.
"Сюда входит и создание ситуации успеха, и возможность получить корректную обратную связь, где нет унижения", – заключила Анна Адаскина.
Желательно, по словам ученого, чтобы обратная связь давала возможность исправиться. Помимо этого важно принимать личность подростка, несмотря на его ошибки.
Как организовать выпускника при подготовке к ЕГЭ
По мнению Адаскиной, если возникает вопрос подготовки школьника к ЕГЭ, то взрослые должны признать, что они не совсем подготовили выпускника к этой сложной задаче. За короткое время нужно максимально освоить необходимые навыки.
"Нужно сказать, что жизнь на ЕГЭ не заканчивается, эти навыки понадобятся выпускнику и в последующей жизни: скорее у него впереди будет еще длительное, долгое обучение. И после прохождения этого рубежа нужно максимально передать ему ответственность за то, что с ним происходит. Опять же небольшими дозами, но делать это целенаправленно", – посоветовала эксперт.
Психолог подчеркнула, что взрослый должен заранее сделать так, чтобы подросток принял на себя ответственность за свою деятельность и эмоциональную саморегуляцию.