Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Социальный навигатор

Министр образования Чечни рассказал, что ждет финалистов "Учителя года"

Финал конкурса "Учитель года России" в 2019 году проходит в столице Чеченской Республики – городе Грозном. Корреспондент "Социального навигатора" поговорил с министром образования и науки региона Исмаилом Байхановым о том, как развивается система образования в Чечне и что ждет конкурсантов в этом году.
— Исмаил Баутдинович, в последнее время система образования Чечни развивается очень активно. Какие основные результаты, тенденции и тренды можно фиксировать?
— Несмотря на то, что военная антитеррористическая компания в Чечне давно закончилась, это долгое время негативным образом сказывалось на системе образования: была слабая техническая база, многие школы находились в плачевном состоянии. Один из первых документов, которые подписал президент Чечни Ахмад-Хаджи Кадыров, было создание Министерства образования и науки Чеченской Республики. Президент говорил, что учитель создает будущее, что мы должны начинать именно с образования, культуры и спорта.
В 2013-2014 учебном году мы показали достаточно плохой результат по государственной итоговой аттестации по сравнению с другими регионами, но сегодня регион вышел на средний российский уровень. Мы активно участвуем во всех проектах Министерства образования и науки России, очень много строим, укрепляем материально-техническую базу. При этом основной акцент делается на повышении квалификации учителей, на содержании.
Книги и учебники. Архивное фото
Более 500 учителей приехали в Чечню после приглашения Кадырова на работу
В Чеченской Республике молодой педагогический состав: в процентном соотношении в школах работает много молодежи. Мы возрождаем добрые образовательные традиции Советского Союза, например, наставничество. Также хотелось бы отметить, что у нас самые лучшие и активные родители, часто какие-то вопросы мы перекладываем на их плечи.
При этом я не хочу идеализироваться нашу систему образования, конечно, как и в любом регионе, нам еще много что нужно сделать.
— Какие приоритеты развития образования правительство Республики определяет на ближайшее время?
— Акцент делается на содержании, повышении качества образования. Особое внимание уделяем вопросу учительского роста. Мы пытаемся повысить квалификацию всех наших педагогов по интернету, не отвлекая их от работы, потому что они действительно перегружены. В Чечне больше 70 образовательных учреждений работают в три смены, практически 70% школ работают в полные две смены. Это связано с растущим количеством детей, которые каждый год приходят школу. Я приведу такие цифры: в 2013 году в системе общего образования у нас было 229 тысяч детей, а в 2019 году – 284 тысячи. То есть каждый год к нам в первый класс приходит на 10 тысяч детей больше, чем в предыдущий год. Это очень серьезная тенденция, потому что даже когда эта цифра увеличивается на 2-3 тысячи детей, требуются 2-3 новые школы. Это хорошо, мы этому рады, хотя это серьезная нагрузка на региональный бюджет. Каждый год мы строим 15-20 новых учреждений и надеемся, что в ближайшее время хотя бы часть школ будут работать в одну смену, а не две и три.
Доктор педагогических наук профессор БФУ им. Канта Бударина Анна Олеговна
"Люди стали часто менять профессии": эксперт о новой философии образования
По решению руководства республики мы уделяем особое внимание развитию математического и физического образования, создаем профильные школы. Также готовим школьников к тому, что с 2022 года будет введен третий обязательный экзамен – иностранный язык. Практически во всех школах созданы внеурочные клубы говорения, где дети учат английский, французский или немецкий. Серьезное внимание мы уделяем развитию чеченского языка и нравственному воспитанию. Чеченская Республика – единственный регион, где принята духовно-нравственная концепция. В каждом образовательном учреждении работает наставник, у которого есть светское и духовное исламское образование, чтобы обучающиеся могли получить ответы на любые вопросы касательно религии.
Еще один уникальный проект, который мы реализуем совместно с нашим министерством сельского хозяйства, – это учебно-производственные бригады. Во многих учреждениях есть пришкольные участки или поля, где дети получают трудовое воспитание, ухаживая за растениями. Даже если семья покупает овощи и фрукты в супермаркете, ребенок должен знать, как трудно их вырастить.
Преподаватель с учениками во время урока
Учить иностранный до 6 лет бесполезно: психологи о выборе кружков
Мы уделяем серьезное внимание присутствию в образовательных учреждениях занятий по шахматам. Это не требует больших нагрузок на школу, но положительно сказывается на развитии ребят. Для того, чтобы ребенок учился отлично, он должен быть здоровым. Поэтому во многих образовательных учреждениях у нас есть спортивные клубы, где дети могут заниматься в различных секциях.
Очень серьезное внимание уделяем подготовке будущих кадров. У нас есть грантовая программа главы Республики для выпускников, поступающих в педагогические вузы за пределами региона. Каждый год мы даем именную стипендию 60 абитуриентам. Когда они оказываются в другом регионе, завязываются дружеские отношения, связи, которые остаются на всю жизнь. Обратно мы получаем не только своих выпускников, но зачастую и их друзей, которые остаются работать у нас в Республике.
— Как вы считаете, как повлияет факт проведения финала конкурса "Учитель года" в этом году в Грозном на развитие региональной системы образования?
— С 22 сентября по 2 октября в Чечне проходит финальный, заключительный этап конкурса "Учитель года". Нам очень приятно, что 30-й юбилейный конкурс проходит именно у нас, что к нам приехали коллеги, которые видят наших детей, родителей, условия, которые созданы Республикой. У нас собралась элита российской системы образования, победители и призеры практически всех предыдущих этапов. От наших коллег из других регионов мы ждем мастер-классы, уроки, которые будут мотивировать наших учителей на развитие.
Что ждет участников события?
— Достаточно серьезная программа, которая утверждена оргкомитетом Министерства просвещения Российской Федерации. Кроме конкурсной программы мы подготовили культурную часть: посещение музеев и достопримечательностей, экскурсии не только по школам Грозного, но и Урус-Мартановского, Шалинского и других районов. Мы постараемся презентовать нашу республику такой, какая она есть: мирной, процветающей, развивающейся.
Заместитель министра образования и науки РФ Павел Зенькович перед началом заседания Совета глав субъектов РФ (СГС) в Доме приемов МИД России. 27 октября 2017
Павел Зенькович: технологии в школе должны помогать учебе, а не мешать
Рекомендуем
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Чаты
Заголовок открываемого материала