Рейтинг@Mail.ru
"Люди стали часто менять профессии": эксперт о новой философии образования - Социальный навигатор РИА Новости, 29.04.2019
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Шапка проекта Сольный навигитор
Социальный навигатор

"Люди стали часто менять профессии": эксперт о новой философии образования

© Фото : Пресс-центр БФУ им. И. КантаДоктор педагогических наук профессор БФУ им. Канта Бударина Анна Олеговна
Доктор педагогических наук профессор БФУ им. Канта Бударина Анна Олеговна
Что такое "новая философия образования"? Каковы современные детерминанты педагога будущего? Что должны уметь донести до школьников и студентов современные учителя? На эти вопросы в интервью журналисту "Социального навигатора" рассказала директор Института образования Балтийского федерального университета имени Иммануила Канта (БФУ), профессор Анна Бударина.
‒ Что такое "новая философия образования". В чем, собственно, заключается новизна?
‒ Философия образования будущего формируется исходя из представления о том, какими будут жизнь и профессии. Переход к новому технологическому укладу предполагает качественное перерождение общества, экономики, а значит, ведет к масштабному трансформированию рынка труда, предполагает серьезные изменения в сложившемся "образовательном ландшафте". Чтобы успевать за быстро меняющимся миром, сфера образования требует неизбежного пересмотра.
Мы расширили понимание миссии образования. С одной стороны, в мире будущего основные задачи образования остаются прежними: передача опыта предшествующих поколений и сохранение культурно-исторического кода народа. С другой стороны, новая философия образования ‒ это осознание того, какой должна быть педагогика будущего; как должен измениться учитель, чтобы реагировать на технологический прогресс.
Научный директор Академии Кантиана, профессор Института гуманитарных наук БФУ им. И. Канта Нина Дмитриева
Человечество расплачивается за то, что забыло заветы Канта, считает эксперт
Новизна философии образования заключается в понимании, что эта сфера перестала быть консервативной областью человеческой деятельности. Ближайшие два десятка лет станут эпохой радикальных перемен в образовании: будет меняться даже не сама система образования, а смежные с ней отрасли, приходящие со сменой технологического уклада.
‒ Наши педагоги готовы к таким переменам?
‒ В этом и заключается основная проблема. Профессия перестает быть раз и навсегда зафиксированным набором квалификационных характеристик. Профессия становится гибким набором компетенций, обеспечивающих профессиональную мобильность. Основным итогом обучения становится не приобретенная квалификация, записанная в дипломе, а профиль индивидуальных компетенций обучающегося.
Современные детерминанты педагога будущего ‒ это гибкие навыки (soft skills), связанные с развитием социального и эмоционального интеллекта, 4К-компетенций (критическое мышление, коммуникативность, креативность, командная работа). К сожалению, 4К-компетенции в системе общего образования присутствуют лишь отчасти. Содержание программ общеобразовательной школы сильно перегружено. Знаниевая парадигма, которая на текущий момент присутствует в нашей средней школе, заключается в том, что мы рассматриваем ребенка как некую копилку, в которую мы пытаемся "засунуть" огромный объем информации, зачастую не понимая, зачем ему это нужно, почему информация предоставляется именно в таком объеме, в такой системности, которая, порой вообще отсутствует.
Современные педагоги должны уметь донести до школьников и студентов тот факт, что больше не существует профессий, которые будут неизменными в течение долгого времени. Люди теперь меняют профессии по 4-5 раз в своей жизни. Размываются границы профессий, они становятся более универсальными. Если в 80-е годы период "полураспада" профессий составлял 5-10 лет, то теперь мы понимаем, что ежегодно будут появляться профессии, о которых мы пока даже не подозреваем.
Компьютерное образование учащихся в Калининградской области
Эксперт рассказала, как педагогам учить тех, кто рожден в цифровую эру
‒ Согласитесь, что здесь требуется не только педагогическая, но и психологическая работа со всеми участниками образовательного процесса?
‒ Именно этой теме мы посветили симпозиум, который прошел в рамках конференции и нашел большой отклик в экспертном сообществе. Действительно, нам необходим учет разноплановых психологических факторов всех субъектов образовательного процесса. Мы должны понимать и принимать нового родителя, нового ученика и нового учителя. Необходимо перевести психологию из частного консультирования в общее образование. В школах должна работать серьезная психологическая служба.
Повышенное внимание нужно уделять субъективному благополучию подростков. Они теперь другие, у них другой тип мышления. Разрыв между родителями и подростками, подростками и учителями, стал еще больше, чем раньше. Необходимо проводить дальнейшие научные исследования, каким образом нам наладить эту коммуникацию.
‒ В этом ключе вы говорили не только о коммуникации, но и о налаживании полезных связей, так называемом, образовательном нетворкинге. В чем суть этой модели?
‒ Одна из самых актуальных тенденций развития современного общества и экономики заключается в возрастающей роли сетевых коммуникаций. Эту идею мы переносим в сферу образования. То есть мы понимаем, что сетевые ресурсы в образовательной деятельности можно сделать новым источником развития комплексной образовательной экосистемы.
В нашем регионе создана гибкая сетевая структура, которая, помимо Института образования БФУ, включает 14 ресурсных центров: по педагогическому образованию (школы, гимназии) и по психолого-педагогическому образованию (сеть детских садов, начальные школы). Под каждый ресурсный центр разработаны собственные специфические учебные программы, например, по реализации психолингвистических моделей и игротехнических методов обучения . Очень важно, что ресурсные центры в рамках распределенной модели педагогической практики включают студентов в свою структуру не просто в рамках педагогической практики "месяц отработал и забыл", а в качестве полноправных работников, наставников, молодых профессионалов.
Ректор Балтийского федерального университета (БФУ) имени И. Канта Андрей Клемешев
Ректор БФУ им. Канта: чтобы университеты сохранились, они должны меняться
Кроме этого, у нас реализуется подготовка школьников в рамках распределенного педагогического класса, в котором учатся ребята не только из Калининградских школ, но и из школ области. Такой новый формат модели педагогического образования в регионе будет способствовать построению системы непрерывного многоуровневого образования, обеспечивающей возможность адаптации образовательных программ под изменяющиеся условия рынка труда.
 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала