https://sn.ria.ru/20190429/1553092116.html
"Люди стали часто менять профессии": эксперт о новой философии образования
"Люди стали часто менять профессии": эксперт о новой философии образования - Социальный навигатор РИА Новости, 29.04.2019
"Люди стали часто менять профессии": эксперт о новой философии образования
Что такое "новая философия образования"? Каковы современные детерминанты педагога будущего? Что должны уметь донести до школьников и студентов современные... Социальный навигатор РИА Новости, 29.04.2019
2019-04-29T09:00
2019-04-29T09:00
2019-04-29T09:00
общество
калининград
балтийский федеральный университет
сн_образование
социальный навигатор
навигатор абитуриента
кем стать
https://cdnn21.img.ria.ru/images/155309/19/1553091981_0:0:1025:576_1920x0_80_0_0_3864e96ca207a73e6378d2788f198255.jpg
Что такое "новая философия образования"? Каковы современные детерминанты педагога будущего? Что должны уметь донести до школьников и студентов современные учителя? На эти вопросы в интервью журналисту "Социального навигатора" рассказала директор Института образования Балтийского федерального университета имени Иммануила Канта (БФУ), профессор Анна Бударина.‒ Что такое "новая философия образования". В чем, собственно, заключается новизна? ‒ Философия образования будущего формируется исходя из представления о том, какими будут жизнь и профессии. Переход к новому технологическому укладу предполагает качественное перерождение общества, экономики, а значит, ведет к масштабному трансформированию рынка труда, предполагает серьезные изменения в сложившемся "образовательном ландшафте". Чтобы успевать за быстро меняющимся миром, сфера образования требует неизбежного пересмотра.Мы расширили понимание миссии образования. С одной стороны, в мире будущего основные задачи образования остаются прежними: передача опыта предшествующих поколений и сохранение культурно-исторического кода народа. С другой стороны, новая философия образования ‒ это осознание того, какой должна быть педагогика будущего; как должен измениться учитель, чтобы реагировать на технологический прогресс.Новизна философии образования заключается в понимании, что эта сфера перестала быть консервативной областью человеческой деятельности. Ближайшие два десятка лет станут эпохой радикальных перемен в образовании: будет меняться даже не сама система образования, а смежные с ней отрасли, приходящие со сменой технологического уклада. ‒ Наши педагоги готовы к таким переменам? ‒ В этом и заключается основная проблема. Профессия перестает быть раз и навсегда зафиксированным набором квалификационных характеристик. Профессия становится гибким набором компетенций, обеспечивающих профессиональную мобильность. Основным итогом обучения становится не приобретенная квалификация, записанная в дипломе, а профиль индивидуальных компетенций обучающегося.Современные детерминанты педагога будущего ‒ это гибкие навыки (soft skills), связанные с развитием социального и эмоционального интеллекта, 4К-компетенций (критическое мышление, коммуникативность, креативность, командная работа). К сожалению, 4К-компетенции в системе общего образования присутствуют лишь отчасти. Содержание программ общеобразовательной школы сильно перегружено. Знаниевая парадигма, которая на текущий момент присутствует в нашей средней школе, заключается в том, что мы рассматриваем ребенка как некую копилку, в которую мы пытаемся "засунуть" огромный объем информации, зачастую не понимая, зачем ему это нужно, почему информация предоставляется именно в таком объеме, в такой системности, которая, порой вообще отсутствует.Современные педагоги должны уметь донести до школьников и студентов тот факт, что больше не существует профессий, которые будут неизменными в течение долгого времени. Люди теперь меняют профессии по 4-5 раз в своей жизни. Размываются границы профессий, они становятся более универсальными. Если в 80-е годы период "полураспада" профессий составлял 5-10 лет, то теперь мы понимаем, что ежегодно будут появляться профессии, о которых мы пока даже не подозреваем. ‒ Согласитесь, что здесь требуется не только педагогическая, но и психологическая работа со всеми участниками образовательного процесса?‒ Именно этой теме мы посветили симпозиум, который прошел в рамках конференции и нашел большой отклик в экспертном сообществе. Действительно, нам необходим учет разноплановых психологических факторов всех субъектов образовательного процесса. Мы должны понимать и принимать нового родителя, нового ученика и нового учителя. Необходимо перевести психологию из частного консультирования в общее образование. В школах должна работать серьезная психологическая служба.Повышенное внимание нужно уделять субъективному благополучию подростков. Они теперь другие, у них другой тип мышления. Разрыв между родителями и подростками, подростками и учителями, стал еще больше, чем раньше. Необходимо проводить дальнейшие научные исследования, каким образом нам наладить эту коммуникацию.‒ В этом ключе вы говорили не только о коммуникации, но и о налаживании полезных связей, так называемом, образовательном нетворкинге. В чем суть этой модели? ‒ Одна из самых актуальных тенденций развития современного общества и экономики заключается в возрастающей роли сетевых коммуникаций. Эту идею мы переносим в сферу образования. То есть мы понимаем, что сетевые ресурсы в образовательной деятельности можно сделать новым источником развития комплексной образовательной экосистемы.В нашем регионе создана гибкая сетевая структура, которая, помимо Института образования БФУ, включает 14 ресурсных центров: по педагогическому образованию (школы, гимназии) и по психолого-педагогическому образованию (сеть детских садов, начальные школы). Под каждый ресурсный центр разработаны собственные специфические учебные программы, например, по реализации психолингвистических моделей и игротехнических методов обучения . Очень важно, что ресурсные центры в рамках распределенной модели педагогической практики включают студентов в свою структуру не просто в рамках педагогической практики "месяц отработал и забыл", а в качестве полноправных работников, наставников, молодых профессионалов.Кроме этого, у нас реализуется подготовка школьников в рамках распределенного педагогического класса, в котором учатся ребята не только из Калининградских школ, но и из школ области. Такой новый формат модели педагогического образования в регионе будет способствовать построению системы непрерывного многоуровневого образования, обеспечивающей возможность адаптации образовательных программ под изменяющиеся условия рынка труда.
https://ria.ru/20190425/1553039358.html
https://sn.ria.ru/20181210/1547722276.html
/20180705/1524002806.html
калининград
РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
2019
РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
Новости
ru-RU
https://sn.ria.ru/docs/about/copyright.html
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/
РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
https://cdnn21.img.ria.ru/images/155309/19/1553091981_0:0:913:684_1920x0_80_0_0_6115beed0703b5f7fa8107533ab6e56f.jpgРИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
общество, калининград, балтийский федеральный университет, сн_образование, социальный навигатор, навигатор абитуриента, кем стать
Общество, Калининград, Балтийский федеральный университет, СН_Образование, Социальный навигатор, Навигатор абитуриента, Кем стать
Что такое "новая философия образования"? Каковы современные детерминанты педагога будущего? Что должны уметь донести до школьников и студентов современные учителя? На эти вопросы в интервью журналисту "Социального навигатора" рассказала директор Института образования Балтийского федерального университета имени Иммануила Канта (БФУ), профессор Анна Бударина. ‒ Что такое "новая философия образования". В чем, собственно, заключается новизна?
‒ Философия образования будущего формируется исходя из представления о том, какими будут жизнь и профессии. Переход к новому технологическому укладу предполагает качественное перерождение общества, экономики, а значит, ведет к масштабному трансформированию рынка труда, предполагает серьезные изменения в сложившемся "образовательном ландшафте". Чтобы успевать за быстро меняющимся миром, сфера образования требует неизбежного пересмотра.
Мы расширили понимание миссии образования. С одной стороны, в мире будущего основные задачи образования остаются прежними: передача опыта предшествующих поколений и сохранение культурно-исторического кода народа. С другой стороны, новая философия образования ‒ это осознание того, какой должна быть педагогика будущего; как должен измениться учитель, чтобы реагировать на технологический прогресс.
Новизна философии образования заключается в понимании, что эта сфера перестала быть консервативной областью человеческой деятельности. Ближайшие два десятка лет станут эпохой радикальных перемен в образовании: будет меняться даже не сама система образования, а смежные с ней отрасли, приходящие со сменой технологического уклада.
‒ Наши педагоги готовы к таким переменам?
‒ В этом и заключается основная проблема. Профессия перестает быть раз и навсегда зафиксированным набором квалификационных характеристик. Профессия становится гибким набором компетенций, обеспечивающих профессиональную мобильность. Основным итогом обучения становится не приобретенная квалификация, записанная в дипломе, а профиль индивидуальных компетенций обучающегося.
Современные детерминанты педагога будущего ‒ это гибкие навыки (soft skills), связанные с развитием социального и эмоционального интеллекта, 4К-компетенций (критическое мышление, коммуникативность, креативность, командная работа). К сожалению, 4К-компетенции в системе общего образования присутствуют лишь отчасти. Содержание программ общеобразовательной школы сильно перегружено. Знаниевая парадигма, которая на текущий момент присутствует в нашей средней школе, заключается в том, что мы рассматриваем ребенка как некую копилку, в которую мы пытаемся "засунуть" огромный объем информации, зачастую не понимая, зачем ему это нужно, почему информация предоставляется именно в таком объеме, в такой системности, которая, порой вообще отсутствует.
Современные педагоги должны уметь донести до школьников и студентов тот факт, что больше не существует профессий, которые будут неизменными в течение долгого времени. Люди теперь меняют профессии по 4-5 раз в своей жизни. Размываются границы профессий, они становятся более универсальными. Если в 80-е годы период "полураспада" профессий составлял 5-10 лет, то теперь мы понимаем, что ежегодно будут появляться профессии, о которых мы пока даже не подозреваем.
‒ Согласитесь, что здесь требуется не только педагогическая, но и психологическая работа со всеми участниками образовательного процесса?
‒ Именно этой теме мы посветили симпозиум, который прошел в рамках конференции и нашел большой отклик в экспертном сообществе. Действительно, нам необходим учет разноплановых психологических факторов всех субъектов образовательного процесса. Мы должны понимать и принимать нового родителя, нового ученика и нового учителя. Необходимо перевести психологию из частного консультирования в общее образование. В школах должна работать серьезная психологическая служба.
Повышенное внимание нужно уделять субъективному благополучию подростков. Они теперь другие, у них другой тип мышления. Разрыв между родителями и подростками, подростками и учителями, стал еще больше, чем раньше. Необходимо проводить дальнейшие научные исследования, каким образом нам наладить эту коммуникацию.
‒ В этом ключе вы говорили не только о коммуникации, но и о налаживании полезных связей, так называемом, образовательном нетворкинге. В чем суть этой модели?
‒ Одна из самых актуальных тенденций развития современного общества и экономики заключается в возрастающей роли сетевых коммуникаций. Эту идею мы переносим в сферу образования. То есть мы понимаем, что сетевые ресурсы в образовательной деятельности можно сделать новым источником развития комплексной образовательной экосистемы.
В нашем регионе создана гибкая сетевая структура, которая, помимо Института образования БФУ, включает 14 ресурсных центров: по педагогическому образованию (школы, гимназии) и по психолого-педагогическому образованию (сеть детских садов, начальные школы). Под каждый ресурсный центр разработаны собственные специфические учебные программы, например, по реализации психолингвистических моделей и игротехнических методов обучения . Очень важно, что ресурсные центры в рамках распределенной модели педагогической практики включают студентов в свою структуру не просто в рамках педагогической практики "месяц отработал и забыл", а в качестве полноправных работников, наставников, молодых профессионалов.
Кроме этого, у нас реализуется подготовка школьников в рамках распределенного педагогического класса, в котором учатся ребята не только из Калининградских школ, но и из школ области. Такой новый формат модели педагогического образования в регионе будет способствовать построению системы непрерывного многоуровневого образования, обеспечивающей возможность адаптации образовательных программ под изменяющиеся условия рынка труда.