Краудфандинг (Crowdfunding) – привлечение финансовых ресурсов от большого количества людей (от англ. crowd — толпа и funding — финансирование) с целью реализации продукта или услуги, помощи нуждающимся, проведения мероприятий, поддержки как физических, так и юридических лиц, и так далее. Считается, что термин "краудфандинг" появился в 2006 году, и его автором является писатель Джефф Хауи (Jeff Howe).
Краудфандинг рассматривается как частный случай краудсорсинга. Краудфандинг осуществляется при помощи специальных сайтов — краудфандинговых платформ. По сути, краудфандинг — это сбор частных пожертвований разного объема.
Краудфандинг можно разделить по цели краудфандингового проекта: бизнес-проект, креативный, политический, социальный; по виду вознаграждения для спонсоров: без вознаграждения (пожертвование), нефинансовое вознаграждение, финансовое вознаграждение (краудинвестинг).
Модель краудфандинга с добровольными пожертвованиями применяется в социальных, политических и медицинских проектах – сбор средств на помощь в лечении заболевания или на деятельность благотворительной организации. До 2012 года это направление было доминирующим в рамках всего краудфандинга.
Среди международных краудфандинговых платформ самой популярной площадкой является Kickstarter, которая была открыта в 2009 году. Проекты платформы отслеживают американские корпорации, госструктуры и венчурные фонды, выбирая для себя те из них, в которые можно вложиться. Сбор средств осуществляется по модели "Все или ничего" – собранные деньги авторы проекта могут забрать только в том случае, если собрали 100% заявленной суммы. Top10 проектов на платформе Kickstarter за 2015 год привлекли 71,5 миллиона долларов.
Основным конкурентом Kickstarter является платформа Indiegogo. Среди преимуществ этой платформы – размещение проектов разной направленности от технологического до благотворительного. У Indiegogo более гибкая модель финансирования, которая называется "Оставь себе все" – возможность получить деньги, даже если финансовая цель кампании не достигнута. При этом стандартная модель "Все или ничего" также существует. В случае гибкой модели финансирования платформа Indiegogo забирает себе 9% от собранных средств. Если цель все же будет достигнута, то 5% возвращаются обратно. При модели "Все или ничего" сбор составляет 4%. Для благотворительных проектов платформа предлагает 25-процентную скидку по всем процентным ставкам. Некоммерческие проекты свои средства обычно получают через специальную структуру — FirstGiving, которая берет дополнительные 4% за свои услуги.
В январе 2015 года платформой был запущен сервис InDemand, который позволяет авторам проектов продолжать сбор средств даже после официального окончания кампании. Суммарно топовые проекты платформы привлекли в 2015 году 38,4 миллиона долларов.
На платформе Gofundme кто угодно может попросить денег на что угодно, в том числе и на свои личные цели. Сайт начал работать в 2008 году, тогда он назывался CreateaFund.com. Под существующим брендом работает с 2010 года. Особенно популярны благотворительные проекты и проекты по сбору средств для пострадавших в ЧП. Действует гибкая финансовая модель: в любой момент можно забрать любую собранную сумму. Разместить и спонсировать проект можно из любой точки мира.
С помощью краудфандинг-платформы ArtistShare, зарегистрированной в США, музыканты собирают деньги на запись новых пластинок и съемки клипов. Проекты ArtistShare были удостоены многих наград, в том числе 10 премий "Грэмми".
На французской краудфандинговой платформе Ulule, созданной в 2010 году, можно разместить любой творческий, инновационный или социальный проект. Действует гибридная финансовая модель: авторы проекта могут установить конечную цель (как на Kickstarter), либо организовать предварительную продажу – установить цену и принять минимальное количество предзаказов.
Первая и самая крупная краудфандинг-платформа в Германии Startnext, основанная в 2010 году, позиционирует себя как первая в мире платформа с добровольной комиссией: после успешного завершения кампании, авторы сами решают, какой суммой готовы поддержать эту площадку. Специализируется на творческих и инновационных проектах из Германии, Австрии, Швейцарии.
Среди краудфандинговых платформ также известны www.betterplace.org/de в Германии, www.respekt.net/ в Австрии.
Одной успешных европейских краудфандинговых платформ является www.booomerang.dk в Дании. Изначально упор на площадке делался на инвестирование проектов по видеоиграм и музыке, но вскоре Booomerang выбрал социальные направление и общественно значимые проекты. В среднем, суммы на запрашиваемые проекты не превышают 10 тысяч долларов.
Среди краудфандинговых платформ Ближнего Востока – платформы с нефинансовым вознаграждением типа Aflamnah из Дубая (ОАЭ), которая, в основном, финансирует киноиндустрию и другие креативные проекты, и некоммерческая платформа Yomken из Каира (Египет), которая представляет собой интернет-магазин.
Значительный вклад в краудфандинговую индустрию вносит Китай. Крупнейшей краудфандинговой платформой Китая является DemoHour, которая начала работу в 2011 году, получив с тех пор миллионы долларов инвестиций от Intel Capital и Matrix Partners China. Площадка работает по принципу "Все или ничего".
Dreamore – вторая китайская краудфандинговая платформа, которая работает с креативными проектами по модели "Все или ничего". Домен был зарегистрирован в июне 2007 года, а первый апдейт состоялся в феврале 2013 года.
Платформа Fundator была запущена в феврале 2013 года, проекты размещены как по принципу "Все или ничего", так и по модели "Оставь себе все, что получил". Сайт работает с краудфандинговыми проектами с нефинансовым вознаграждением, акционерным краудфандингом, а также как платформа кредитования.
Musikid – китайская краудфандинговая платформа, на которой можно размещать проекты, связанные с музыкой. Сайт предлагает как фиксированную, так и гибкую краудфандинговую модель по аналогии с Indiegogo.
Среди краудфандинговых платформ Юго-Восточной Азии известны KitaBisa – индонезийская версия Kickstarter, запущенная в 2013 году и работающая по модели "Все или ничего"; сингапурская платформ ToGather.Asia, запущенная в 2012 году с целью работы в странах Юго-Восточного региона.
Самыми заметными в России являются краудфандинговые площадки Boomstarter и Planeta, вышедшие в середине 2012 года. Обе площадки работают по модели предоставления спонсору "нефинансового вознаграждения" и копируют западные проекты Kickstarter и Indiegogo.
Planeta.ru – крупнейшая краудфандинговая платформа в России по количеству успешных проектов (более двух тысяч) и по общей сумме сборов, была создана 7 июня 2012 года. За четыре года через planeta.ru авторам проектов удалось собрать 432,4 миллиона рублей. Помимо краудфандинга платформа занимается пиаром проектов, продакшном, пост-продакшном, логистикой и обучением авторов проектов азам краудфандинга. Кроме краудфандинга на платформе развиваются другие сервисы: онлайн-трансляции, интернет-магазин. "Планета" сотрудничает в категории "Благотворительность" с "МегаФоном" в рамках программы "МегаФон помогает" и с Lipton в категории "Социальное предпринимательство" (GOODSTARTER). На "Планете" с благотворительных проектов не взимают комиссию за услуги платформы.
Платформа Boomstarter – аналог зарубежного проекта Kickstarter, была создана 21 августа 2012 года. Сборы осуществлялись по принципу "Все или ничего". С 2016 года на "Бумстартере" можно собирать деньги на проект до полного успеха, без срока. К каждому сбору прикрепляется менеджер, который помогает избежать наиболее тривиальных ошибок. На Boomstarter раздела "Благотворительность" нет, и комиссия взимается со всех успешно завершившихся сборов. Сбор boomstarter.ru с каждого успешного проекта составляет 5% – на эти деньги существует сама площадка.
Сервис Funding от WebMoney Transfer реализует сразу четыре направления по сбору средств. Кроме классического краудфандинга, в котором пользователи жертвуют деньги на интересный проект, присутствует возможность совершать коллективные закупки и организовывать мероприятия. Кроме этого, в сервисе присутствует функция сбора средств на благотворительные проекты.
Среди российских благотворительных платформ – Благо.ру, Добро Mail.Ru.
В России при поддержке правительства запущены централизованные платформы для работы с общественным мнением (CrowdMos, Добродел, Открытый регион).
По статистике, объем рынка краудфандинга в России в 2015 году составил 100 миллионов рублей, 228 проектов получили нужное финансирование.
День рождения российской краудфандинговой платформы Planeta.ru – 7 июня считается Днем краудфандинга в России.