Клочко: государство представляло инвалида как инвалида "вторичного" >>
Доступ к информации для неслышащих людей, меню в ресторане для незрячих — тоже огромная проблема. Переход к цифровым форматам для многих может быть решением, и новый закон должен заставить людей искать эти альтернативные варианты, чтобы услуги были доступными. Администрация магазина или учреждения должна как минимум позаботиться о сотруднике, который будет помогать людям, которые испытывают подобные сложности.
У меня был пример, когда друг на коляске в Штатах не смог попасть к собственному ребенку на родительское собрание, потому что зал был расположен на втором этаже школы. Он написал жалобу, и администрации школы пришлось решать вопрос с помещением на первом этаже. В России для этого не хватает института грамотных юристов, которые готовы защищать права людей с инвалидностью. За рубежом это частое явление, поэтому количество юристов, практикующих в этой сфере, весьма велико, и многие из них специализируются, к примеру, на вопросах, связанных с получением доступа к инклюзивному образованию.
У нас пока не так. Надо понимать, что если в России дело дойдет до суда, основное в нем — неформальные и косвенные доказательства, а, значит, главную роль будут играть внутренние убеждения судьи и, возможно, примеры из других городов, о которых он знает. Все это внушает сомнения, что новые правила сразу изменят положение людей с инвалидностью. Поэтому нам необходимо в первую очередь организовать просвещение юристов, информирование судей и самих людей с инвалидностью — ведь они могут регулярно обращаться в общественные организации, в которых юристы работают именно в этих направлениях и где уже есть практика защиты подобных интересов.
Понятно, что нельзя написать исчерпывающие инструкции на все случаи жизни. Но новые законы — некое "оружие", которое можно использовать для защиты своих прав, в том числе в судебном порядке, и получить моральную и материальную компенсацию. Заставить сразу всю страну жить по новому порядку сложно. Изменения, к сожалению, происходят поэтапно. Парковки, пандусы, удобные лифты в старых зданиях будут появляться при проведении капремонта — это уже давно есть в законодательстве. При строительстве новых зданий нововведения обязательны уже при проектировании. Теперь на очереди — организации, предоставляющие услуги населению: в них должна быть организована помощь людям с инвалидностью в преодолении барьеров, которые мешают им получить услуги наравне с другими лицами. Все это означает, что изменений на законодательном уровне много. И важно, чтобы все узнали о новых нормах и стали их выполнять, а люди с инвалидностью требовали этого исполнения. Тогда равные возможности появятся не только на бумаге, но и на деле.