Рейтинг@Mail.ru
Орачева: в благотворительности очень важно правило "Не навреди!" - Социальный навигатор РИА Новости, 02.03.2020
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Шапка проекта Сольный навигитор
Социальный навигатор

Орачева: в благотворительности очень важно правило "Не навреди!"

© Фото : Из личного архиваГенеральный директор Благотворительного фонда В. Потанина Оксана Орачева
Генеральный директор Благотворительного фонда В. Потанина Оксана Орачева
День мецената и благотворителя отмечается 13 апреля в России. Оксана Орачева, генеральный директор Благотворительного фонда Владимира Потанина, поделилась с проектом "Жизнь без преград" своим взглядом на современную благотворительность, ее профессионализацию и потенциал.

Оксана Орачева (Фонд В. Потанина), специально для проекта "Жизнь без преград"

Мы часто используем слова "меценат", "спонсор", "благотворитель", "филантроп" как синонимы. Однако, несмотря на кажущееся сходство, у каждого из этих терминов есть своя специфика. Когда мы говорим о меценатах, мы в первую очередь вспоминаем великих российских предпринимателей, которые в ХIХ веке поддерживали культуру, искусство, образование. Мамонтов, Третьяков, Бурылин — все эти имена навеки останутся в истории нашей страны благодаря музеям, возникшим благодаря их пожертвованиям. Речь идет не только о материальных вложениях: они щедро тратили свою душу, силы, интеллект. Именно поэтому коллекции, давшие начало многим знаменитым ныне музеям, имеют собственное лицо, особое выражение, характер. Это не бессвязный набор предметов — люди собирали их в соответствии со своим собственным представлением о мире, жизни, смысле. В этом и состоит суть меценатства: оно всегда носит очень личный характер.

На благотворительном аукционе в пользу ЦЛПВид на Эрмитаж и Александровскую колонну через арку Главного штаба
День мецената и благотворителя
Мы подчас склонны идеализировать меценатов прошлого столетия. На самом деле, все они были достаточно практичными людьми. Для них меценатство отчасти было вопросом репутации. Многие из них пришли к осознанию этой темы не сразу, спустя много лет после начала деловой карьеры. Порой щедрая поддержка культуры уживалась с вполне жестким отношением к рабочим. Тем не менее, их опыт показывает, что на определенном жизненном этапе любой предприниматель задумывается о том, что он сделал в этой жизни. И важно, к каким действиям приводят эти раздумья. Классический пример — Генри Форд, который предпочел создать благотворительный фонд вместо того, чтобы отдавать налоги государству на наследство… Мотив утилитарный, а результат его действий повлиял на многие поколения меценатов и благотворителей. Фактически, он и другие филантропы заложили механизмы институциональной благотворительности, которые легли в основу "третьего сектора", существующего сейчас.

Библиотека для бездомныхБлаготворительный мастер-классВолонтеры благотворительного фонда Подари жизнь с детьмиСоциальный приют
История благотворительности в России: царской, советской и современной
Благотворительность в современном мире выглядит более механистичной и сложной — с одной стороны. С другой — менее харизматичной, эмоциональной, душевной. Она в меньшей степени зависит от воли одного человека, больше похожа на большое сложное предприятие, в котором задействовано множество людей. Пока бизнес маленький, его возглавляет один человек, который все знает, всех вдохновляет и ведет за собой. Дело разрастается — появляется команда, система, структура… Так же и современная благотворительность перешла на следующий уровень развития. Душевный порыв порой сложно разглядеть за просчитанным системным подходом, когда люди осознанно выбирают и обосновывают сферу поддержки (например, это могут быть непопулярные темы, которые не ассоциируются с красивой картинкой мецената как покровителя театров и филармоний), выстраивают механизм принятия решений, привлекают внешних экспертов и тому подобное. В нынешней благотворительности меньше харизматичных лидеров, больше людей с менеджерским подходом. Впрочем, одно никак не отменяет другое.

Благотворительность становится более профессиональной, и это закономерно. Подавляющее большинство предпринимателей осознало, что невозможно развиваться, не развивая среду вокруг себя — культуру, образование, социальную сферу. Нельзя продолжать работать, не вкладывая в людей, которые работают и живут рядом. Это нормальный ход мирового развития, и радует, что Россия — не исключение. При этом надо помогать очень точно и профессионально, ведь помимо принципа "Помоги!" очень важен принцип "Не навреди тому, кто нуждается в помощи". Деньги могут ухудшить ситуацию, как ни парадоксально звучит — человек может просто не справиться с непривычной ситуацией. И потрачены они могут быть не так, как надо. Найти этот баланс могут только профессионалы. Нельзя заниматься чем-то между делом. Благотворительность сегодня — такая же профессия, как любая другая. В хорошем смысле, бизнес со своими правилами, требованиями, взлетами и падениями.

К слову, если переходить на бизнес-термины, то встает закономерный вопрос — есть ли в благотворительности конкуренция? На мой взгляд, слово не вполне применимо к этой сфере, поскольку прочно ассоциируется с количественными достижениями и соревнованием: больше метров, миллионов, тонн, секунд… В благотворительности нет легко измеряемых в цифрах целей, количество здесь не переходит в качество автоматически. Можно собирать большой объем средств и неэффективно их тратить. Можно собирать меньше, но результативно. Я бы говорила не о конкуренции, тем более за тех, кому помогать. А о стремлении как можно четче определить свое место среди других подобных организаций. Конкуренция в этом смысле да, существует. Четкое позиционирование позволяет окружающим целенаправленно обращаться за поддержкой, а не стучаться во все двери, не понимая, почему им отказали. Это относится как к фондам-донорам, так и к тем, кто собирает средства. Четко формулируя свою миссию, хорошо представляя себя в публичном пространстве, выстраивая коммуникации фандрайзинговый фонд всегда найдет своего жертвователя.

Благотворительность компаний: реакция на кризис >>

В День мецената мне бы хотелось особо подчеркнуть: благотворительная сфера имеет в России огромный потенциал развития. Именно третий сектор постоянно ищет ответы на новые социальные вызовы, находит нестандартные решения трудных вопросов, чутко реагирует на изменения и потребности общества. Благодаря этому благотворительность в социальной сфере всегда идет на шаг впереди неповоротливого государства, задавая высокую планку и апробируя новые инструменты и практики, которые потом могут быть использованы (в том числе, и государством) в широком масштабе.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала