Оксана Орачева (Фонд В. Потанина), специально для проекта "Жизнь без преград"
Мы часто используем слова "меценат", "спонсор", "благотворитель", "филантроп" как синонимы. Однако, несмотря на кажущееся сходство, у каждого из этих терминов есть своя специфика. Когда мы говорим о меценатах, мы в первую очередь вспоминаем великих российских предпринимателей, которые в ХIХ веке поддерживали культуру, искусство, образование. Мамонтов, Третьяков, Бурылин — все эти имена навеки останутся в истории нашей страны благодаря музеям, возникшим благодаря их пожертвованиям. Речь идет не только о материальных вложениях: они щедро тратили свою душу, силы, интеллект. Именно поэтому коллекции, давшие начало многим знаменитым ныне музеям, имеют собственное лицо, особое выражение, характер. Это не бессвязный набор предметов — люди собирали их в соответствии со своим собственным представлением о мире, жизни, смысле. В этом и состоит суть меценатства: оно всегда носит очень личный характер.
Благотворительность становится более профессиональной, и это закономерно. Подавляющее большинство предпринимателей осознало, что невозможно развиваться, не развивая среду вокруг себя — культуру, образование, социальную сферу. Нельзя продолжать работать, не вкладывая в людей, которые работают и живут рядом. Это нормальный ход мирового развития, и радует, что Россия — не исключение. При этом надо помогать очень точно и профессионально, ведь помимо принципа "Помоги!" очень важен принцип "Не навреди тому, кто нуждается в помощи". Деньги могут ухудшить ситуацию, как ни парадоксально звучит — человек может просто не справиться с непривычной ситуацией. И потрачены они могут быть не так, как надо. Найти этот баланс могут только профессионалы. Нельзя заниматься чем-то между делом. Благотворительность сегодня — такая же профессия, как любая другая. В хорошем смысле, бизнес со своими правилами, требованиями, взлетами и падениями.
К слову, если переходить на бизнес-термины, то встает закономерный вопрос — есть ли в благотворительности конкуренция? На мой взгляд, слово не вполне применимо к этой сфере, поскольку прочно ассоциируется с количественными достижениями и соревнованием: больше метров, миллионов, тонн, секунд… В благотворительности нет легко измеряемых в цифрах целей, количество здесь не переходит в качество автоматически. Можно собирать большой объем средств и неэффективно их тратить. Можно собирать меньше, но результативно. Я бы говорила не о конкуренции, тем более за тех, кому помогать. А о стремлении как можно четче определить свое место среди других подобных организаций. Конкуренция в этом смысле да, существует. Четкое позиционирование позволяет окружающим целенаправленно обращаться за поддержкой, а не стучаться во все двери, не понимая, почему им отказали. Это относится как к фондам-донорам, так и к тем, кто собирает средства. Четко формулируя свою миссию, хорошо представляя себя в публичном пространстве, выстраивая коммуникации фандрайзинговый фонд всегда найдет своего жертвователя.
Благотворительность компаний: реакция на кризис >>
В День мецената мне бы хотелось особо подчеркнуть: благотворительная сфера имеет в России огромный потенциал развития. Именно третий сектор постоянно ищет ответы на новые социальные вызовы, находит нестандартные решения трудных вопросов, чутко реагирует на изменения и потребности общества. Благодаря этому благотворительность в социальной сфере всегда идет на шаг впереди неповоротливого государства, задавая высокую планку и апробируя новые инструменты и практики, которые потом могут быть использованы (в том числе, и государством) в широком масштабе.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции