МОСКВА, 7 янв – РИА Новости. Курсы изучения русского жестового языка, подобные тем, которые сейчас проводятся среди сотрудников МВД России, необходимо провести также и среди сотрудников других экстренных служб, в первую очередь МЧС и медиков, считает заведующая лабораторией русского жестового языка Российского государственного социального университета Валентина Камнева.
"То, что полицейские будут владеть жестовым языком хотя бы на уровне вступления в контакт, — это хорошо. Ранее мы очень приветствовали, когда была подобная программа среди социальных работников. Я считаю, что медикам и спасателям МЧС было бы тоже очень полезно изучать жестовый язык. Глухие первыми страдают в катастрофах, потому что большинство видов оповещения о ЧС для них недоступны", — сказала РИА Новости Камнева, лекции которой легли в основу курса обучения полиции.
По ее словам, устный и жестовый языки имеют разную грамматику и массу других особенностей, часто не позволяющих слышащему и глухому напрямую понимать друг друга даже при помощи письма. "Это все равно, что писать русские слова по английским правилам, вы даже по написанному можете не понять глухого. В жестовом языке отсутствуют многие понятия, в том числе юридические, которые есть в устном русском. Например, в протоколе пишут "значительный ущерб", а ближайший по смыслу жест означает "великий, известный, популярный". Глухому это очень трудно понять", — объяснила собеседница.
"Это требуется даже на самом элементарном уровне обращения к сотрудникам различных служб — подскажите, как найти? Где находится? – и получить ответ без помощи специального переводчика. Очень много глухих водителей, с инспекторами ГИБДД им контактировать надо", — полагает Камнева.
Также, по ее словам, это может быть полезным и с практической точки зрения. «Оперативные службы могут сами использовать жестовый язык, чтобы на местах происшествий не кричать коллегам в окно на шестой этаж, а показать буквально на пальцах», — отметила Камнева.