Программа развития межрегиональных образовательных кластеров с успехом реализуется в Татарстане. Наиболее заметное место в республике занимает научно-образовательный кластер на базе Казанского государственного технологического университета (КГТУ), который обеспечивает подготовленными кадрами значительную часть предприятий нефтегазовой отрасли. О работе кластера корреспонденту РИА Новости Анне Курской рассказала проректор по непрерывному образованию КГТУ Любовь Овсиенко.
- Любовь Васильевна, расскажите, пожалуйста, о казанском научно-образовательном кластере. В чем его особенности?
— В центре этого кластера находится Казанский национальный исследовательский технологический университет, он также объединяет учреждения среднего профессионального образования (СПО), среднюю школу и работодателей. Вообще, в Татарстане несколько кластеров, но наш считается одним из самых сильных, поскольку он тесно связан с нефтегазовой отраслью. В кластер входят предприятия "Татнефти", "Нижнекамскнефтехим", "ТАНЕКО", завод органического синтеза, завод синтетического каучука – практически все предприятия, которые занимаются переработкой нефти. Кроме этого мы работаем с такими отраслями, как легкая и пищевая промышленность.
- Насколько охотно предприятия сотрудничают с университетом? Достаточно ли у них возможностей для этого?
— У нас есть определенные формы сотрудничества с работодателями. В вузах есть дуальное образование, базовые кафедры, целевой набор абитуриентов, целевая магистратура. Эти механизмы позволяют нам плотно взаимодействовать с предприятиями.
- Расскажите, пожалуйста, о дуальном образовании. Что это такое и как эта модель реализуется в учебных заведениях Вашего кластера?
— Дуальное образование предполагает, что 50% учебного времени студенты проводят на предприятии. Согласно нормативным документам, на предприятиях должны быть оборудованы соответствующие учебные места и присутствовать наставники. Эти специалисты должны быть обучены работе с молодежью. Предполагается, что выпускник вуза, прошедший дуальное обучение, очень хорошо знает конкретное предприятие, его корпоративную культуру, и у него практически нет разрыва между знаниями, полученными из учебников, и пониманием того, как функционирует реальное производство. Такие выпускники очень хорошо овладевают профессией. Эта модель довольно известна в мире, сотрудники нашего университета изучали ее в Германии, в Лейпциге. Сейчас у нас дуальное образование получают 650 студентов.
- Насколько система наставничества необходима для функционирования кластеров, и в какой мере она сегодня развита на производстве?
— Это один из наиболее важных и нужных институтов, потому что мы должны научить студентов не только теории, но и практике. То, что раньше называлось производственной практикой, страдало очень большим количеством изъянов, и наши студенты на производстве были обычно предоставлены сами себе. А наставник – это человек, который работает по учебному плану и знает, чему он должен научить студента за период производственной практики. Его задача – формирование навыков, компетенций, словом, того, что более всего интересует работодателя. В реальных условиях это, конечно, достаточно сложно, и наставник должен стать фактически ключевой фигурой на предприятии.
Я не могу сказать, что у нас решены все проблемы наставничества. Мы сделали в этом направлении только первые шаги — отобрали людей и обучили их основам психолого-педагогического мастерства. Следующий шаг будет заключаться в их обучении профессиональной педагогике. После обучения наставники будут играть роль тьюторов и своего рода организующих центров на предприятиях. Часть из них поедет учиться в Германию, где мастер-наставник – это профессия, которой обучают и подтверждают их квалификацию соответствующим дипломом.
- Насколько велик охват абитуриентов профориентацией в вашем регионе?
— У нас очень большой вуз и большой кластер, поэтому мы работаем на всей территории Татарстана и в соседних регионах, чтобы привлечь абитуриентов. Мы делаем очень многое для того, чтобы помогать школам углубленно преподавать наши профильные предметы — физику и химию. У нас есть особая система поддержки одаренных детей, включая специальный лицей при университете. Есть так называемые "профессорские школы" вокруг известного ученого, к которому дети приходят для индивидуальных занятий. Мы занимаемся самыми разными проектами, чтобы заложить у школьников основы проектного мышления, которое является сердцевиной современной инженерной деятельности.
- Какие существуют проблемы с подготовкой абитуриентов для кластера?
— Наши проблемы – общие для всей России. К сожалению, сегодня школа вообще не отвечает за профессиональную ориентацию школьников. Дети сдают ЕГЭ по принципу "что попроще". В основном, помимо обязательных математики и русского языка, ученики выбирают экзамены по гуманитарным предметам. В результате, инженерные вузы, в том числе, и наш, получают гораздо меньшую базу набора, чем нам хотелось бы. Сегодня в Татарстане всего 24% школьников сдают химию. Когда мы начинали работать в кластерной программе, их было всего 7%, но все равно мы не считаем, что сегодняшние 24% — это много. Это очень мало.
Наши попытки достучаться до людей, рассказать и доказать им, что это может обернуться провалом системы ЕГЭ, никем не услышаны. Надо объективно смотреть на вещи. 85 тысяч человек по всей России сдают химию, притом, что химия и нефтехимия кормит всех нас. Разве это правильно? Школе сегодня вообще все равно, куда пойдут ее выпускники. Потому что директор школы отвечает только за величину среднего балла ЕГЭ, а не за качество знаний.
Аттестат сегодня не принимается во внимание, это очень сложная проблема, надо с этим что-то делать. Вот, сейчас идет приемная кампания, и мы видим множество драм, когда абитуриенты никуда не поступают. Они говорят: "Мы хотим к вам". Мы смотрим, а у них нет нужного ЕГЭ, и мы вынуждены им отказывать.
На мой взгляд, надо вернуть значимость аттестата. Нам же не отличники нужны, нам нужны люди мыслящие, исследователи, люди, которые активно готовятся к своей профессиональной деятельности. ЕГЭ вообще не имеет этого в виду. Нас это очень возмущает.
- Какие точки роста Вы видите сегодня у образовательных кластеров?
— Очень перспективна работа по интеграции учебных заведений с предприятиями. Мы считаем, что необходимо развивать профессиональную общественную аккредитацию общеобразовательных программ, когда работодатель имеет возможность повлиять на содержание учебных программ, включить в процесс обучения актуальные для себя темы.
Конечно, должны появиться новые механизмы стимулирования работодателей для их участия в развитии образования, например, если затраты работодателей на образовательный процесс будут отнесены на себестоимость продукции. Но сегодня налоговый кодекс так сформирован, что любая инициатива работодателя по поддержке профессионального образования оборачивается против него же.
Если эту систему удастся изменить, тогда у работодателей появится стимул сотрудничать с вузами. Мы очень надеемся, что здравый смысл возобладает, и наша интеграция будет очень эффективной. Специалисты на предприятиях уже давно поняли, что кадрами надо заниматься так же, как технологиями. Надо просто не мешать им в этом деле. Мы на это очень надеемся.