Концепция долгосрочного социально-экономического развития России на период до 2020 года предусматривает модернизацию системы профессионального образования, в том числе, создание и развитие межрегиональных образовательных кластеров. Тесное сотрудничество инженерных вузов, учреждений среднего профессионального образования и предприятий поможет обеспечить кадрами ведущие отрасли российской экономики. О первых итогах программы развития образовательных кластеров в России корреспонденту РИА Новости Анне Курской рассказала ректор Российского государственного социального университета (РГСУ) Наталья Починок.
- Наталья Борисовна, как вы оцениваете первые результаты программы развития образовательных кластеров?
— Я считаю, что первые итоги позитивные. И университеты и работодатели не только задумались о формировании кластеров, но и предприняли для этого практические шаги — выделили четкие отраслевые привязки, определили сильные стороны и центры превосходства. К сожалению, пока не все направления развития кластеров продемонстрировали позитивные результаты работы, им еще есть, куда расти. И это связано не столько с вопросами управления, сколько с более глубокими проблемами, которые необходимо выяснить и найти для них решение. Можно отметить успешное развитие предприятий и вузов, расположенных в моногородах. Отсутствие конкуренции помогло работодателям и вузам убрать барьер между наукой и практикой и сформулировать общие образовательные, научные и инновационные цели и задачи.
Позитивные результаты также продемонстрировали те регионы, где руководители субъекта работали сообща с руководителями ключевых работодателей и вузов. Например, Татарстан продемонстрировал существенный рост и успехи в кластере, в который входит Казанский федеральный университет. В крупных субъектах с большим количеством вузов работодатели вели себя менее заинтересованно, и заметной динамики в образовательных кластерах не произошло. Это особенно видно по результатам развития кластеров индустриальных технологий и аграрного машиностроения.
- Что, на Ваш взгляд, сегодня тормозит сотрудничество предприятий с вузами?
— Главная проблема, которая немного затормозила реализацию программы, на мой взгляд, состоит в том, что профессиональные и образовательные стандарты нового поколения в России еще только формируются и внедрены не по всем специальностям и отраслям. К тому же они требуют перестройки самой модели взаимодействия работодателя и образовательной организации.
Как известно, многие крупные и средние работодатели сформировали у себя так называемые "корпоративные университеты", которые фактически заменили профподготовку на уровне учреждений среднего профессионального образования (СПО) и вузовского прикладного бакалавриата. Понятно, что всех образовательных задач эти организации не решали, но они готовили специалистов с учетом конкретной должности, конкретного рабочего места и конкретных требований на конкретном предприятии.
Корпоративные университеты сейчас продолжают активно развиваться, не давая возможности работодателям и образовательным организациям сделать решительный шаг навстречу друг другу. Согласно результатам одного опроса, большая часть работодателей предпочитает приглашать к себе потенциально хороших работников и доучивать их уже на рабочем месте. Это большая проблема, поскольку базовые кафедры, производственная практика и другие форматы сотрудничества в рамках соглашений вузов с работодателями – это все-таки точечные решения, но не перестройка всей системы. Об этом говорят цифры целевого набора студентов, который, к огромному сожалению, пока находится на низком уровне.
- Какие стимулы или льготы могли бы заинтересовать работодателей в сотрудничестве с вузами в рамках кластеров?
— Мне кажется, что на уровне президента, правительства и руководителей субъектов РФ нужно решить вопрос о передаче корпоративных университетов на площадки ключевых вузов. Вузы сегодня становятся сильными, их материально-техническая база достаточная, качество профессорско-преподавательского состава высокое. Все это может стать хорошим фундаментом для того, чтобы гармонично вписать корпоративные университеты в образовательный и научно-исследовательский процесс.
Я также полагаю, что сегодня регионы должны решить проблему не до конца реализованной непрерывности образовательного процесса: "школа – СПО – вуз – научно-исследовательская деятельность". Разрыв между ними во многом связан с тем, что часть полномочий общего и профессионально-технического образования передана на уровень субъектов РФ, а высшая школа находится в федеральном подчинении.
Во многих кластерах и регионах сегодня уже есть подобная преемственность, включая СПО. И кластерный подход: "школа – СПО – работодатель" в остальных регионах мог бы серьезно улучшить их результаты. Здесь важен тройственный союз между учредителями вузов (это в большей части федеральные органы власти), регионом, кому подведомственны профессионально-технические училища, и работодателем.
Следующая стратегическая задача, связана с системой финансирования бюджетного заказа в целом. Мы живем в социальном государстве, конституционная обязанность которого — предоставлять гражданам бесплатное образование. Но если проводить аналогии с социальными обязательствами в пенсионной системе, то можно увидеть, что в образовании не учитывается так называемый "порог нуждаемости".
- Вы говорите о платном образовании?
— В российском обществе считается немодным и неверным учиться за деньги. На самом деле практика всех гармонично развитых систем связана с развитием софинансирования образования со стороны государства, доходов абитуриента (в том числе и за счет кредитных средств) и работодателя.
Если законодательно закрепить систему софинансирования, безусловно, необходимо будет учитывать категории граждан с низкими доходами, чтобы государство смогло выполнять свою социальную функцию. Также по отдельной грантовой программе должно финансироваться обучение талантливых будущих ученых. Но порог нуждаемости семьи также важно учитывать.
Мы должны создать инструмент, который позволит и студенту, и работодателю, и государству понимать, за что они платят. Можно обсуждать, как одновременно выполнить и социальные обязательства, и поменять подход к финансированию обучения. Потому что когда ты платишь, ты понимаешь, за что, и от этого зависит и результат, и требования к качеству образования и со стороны абитуриента, и со стороны работодателя.
- Как повысить в стенах вузов объем НИОКР в интересах работодателей?
— Если образовательные кластеры сформированы, то для проведения научных исследований необходимо внести изменения во все законодательные акты, которые связаны с закупочной деятельностью и с так называемым "закрытым заказом". Сейчас предприятия проводят научные исследования у себя либо приобретают и адаптируют технологии на стороне. А нам надо усилить кластерную привязку предприятий к вузам.
Может быть, необходимо стимулировать создание научных коллективов по сетевому принципу, развивать сетевые научные исследования не в рамках вузов, а по всей России. Во многих вузах есть светлые яркие имена, но если их объединить в творческие коллективы и поставить перед ними общие задачи – это будет прорыв для нашей страны, для нашей науки и для крупных предприятий. Тогда работодатели – крупные предприятия, министерства и ведомства — смогут смело отказаться от собственных НИИ и передавать разработки на площадки вузов. А вузы, я не сомневаюсь, с этим справятся.