МОСКВА, 20 апр — РИА Новости. Начальник Управления научной деятельности Государственного института русского языка им. А.С. Пушкина, доцент Татьяна Кудоярова рассказала о разных системах преподавания русского языка в странах СНГ, призвав русистов создать общую "методическую копилку по преподаванию русского языка как родного и неродного". Выступая на круглом столе "Русский как "второй язык" граждан стран СНГ", который прошел в МИА "Россия сегодня" и продолжил серию мероприятий по продвижению русского языка в мире, эксперт пояснила, что система преподавания русского языка в СНГ зависит, прежде всего, от статуса языка в каждой из этих стран.
В связи с этим она рассказала о разных типах школ в странах содружества независимых государств. По ее словам, есть школы, в которых русский язык преподается как родной, это школы национального меньшинства в Белоруссии, школы национального меньшинства в Украине, Молдове, странах Балтии. В школах другого типа русский язык изучается как неродной, то есть, со второго класса. Такие учебные заведения продолжают традицию преподавания русского языка в национальных школах. Подобные учебные заведения сохранились в Кыргызстане, Казахстане, Армении.
Во многих государствах, по словам Татьяны Кудояровой, русский язык преподается как иностранный — с пятого, шестого и даже десятого класса, в зависимости от того, каким его выбрали учащиеся — первым, вторым или третьим иностранным языком. "Если формально в странах Балтии русский язык имеет одинаковую позицию со всеми остальными иностранными языками, то реально его выбирают в качестве первого иностранного очень немногие, а значит, обучаются учащиеся русскому языку всего 2-3 года", — пояснила она. При этом эксперт добавила, что в странах Балтии существуют билингвальные школы, в которых часть предметов преподаются на русском языке, а часть – на языке титульной нации.
По ее словам, программы, которые были составлены для русскоязычных школ, рассчитаны на детей со знанием русского языка, а по факту – такого знания не хватает. Кроме того, необходимо постоянное повышение квалификации преподавателей. "В школах стран СНГ преподают настоящие подвижники, мастера своего дела, но эти люди работают в школах по 20-30-40 лет, и реальной молодой смены в ряде стран нет".
Говоря о методических выходах из сложившейся ситуации, русист подчеркнула, что необходимо использование элементов методики РКИ в преподавании русского как неродного. Кроме того, по ее словам, преподавание русского языка как родного должно обогащаться за счет принципа диалога разных культур.