Рейтинг@Mail.ru
Кудоярова: русистам в странах СНГ нужна "методическая копилка" - РИА Новости, 02.03.2020
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Шапка проекта Сольный навигитор
Социальный навигатор

Кудоярова: русистам в странах СНГ нужна "методическая копилка"

© РИА Новости / Александр НатрускинНачальник Управления научной деятельности Государственного института русского языка им. А.С. Пушкина, доцент Татьяна Кудоярова
Начальник Управления научной деятельности Государственного института русского языка им. А.С. Пушкина, доцент Татьяна Кудоярова
Изучение русского как "второго языка" граждан стран СНГ обсудили русисты на встрече в МИА "Россия сегодня".

МОСКВА, 20 апр — РИА Новости. Начальник Управления научной деятельности Государственного института русского языка им. А.С. Пушкина, доцент Татьяна Кудоярова рассказала о разных системах преподавания русского языка в странах СНГ, призвав русистов создать общую "методическую копилку по преподаванию русского языка как родного и неродного". Выступая на круглом столе "Русский как "второй язык" граждан стран СНГ", который прошел в МИА "Россия сегодня" и продолжил серию мероприятий по продвижению русского языка в мире, эксперт пояснила, что система преподавания русского языка в СНГ зависит, прежде всего, от статуса языка в каждой из этих стран.

В связи с этим она рассказала о разных типах школ в странах содружества независимых государств. По ее словам, есть школы, в которых русский язык преподается как родной, это школы национального меньшинства в Белоруссии, школы национального меньшинства в Украине, Молдове, странах Балтии. В школах другого типа русский язык изучается как неродной, то есть, со второго класса. Такие учебные заведения продолжают традицию преподавания русского языка в национальных школах. Подобные учебные заведения сохранились в Кыргызстане, Казахстане, Армении.

Во многих государствах, по словам Татьяны Кудояровой, русский язык преподается как иностранный — с пятого, шестого и даже десятого класса, в зависимости от того, каким его выбрали учащиеся — первым, вторым или третьим иностранным языком. "Если формально в странах Балтии русский язык имеет одинаковую позицию со всеми остальными иностранными языками, то реально его выбирают в качестве первого иностранного очень немногие, а значит, обучаются учащиеся русскому языку всего 2-3 года", — пояснила она. При этом эксперт добавила, что в странах Балтии существуют билингвальные школы, в которых часть предметов преподаются на русском языке, а часть – на языке титульной нации.

Дальний 13:00 Русский язык в странах СНГ: возможности сохранения и развития
Русский язык в странах СНГ: возможности сохранения и развития
"Анализ ситуации подсказывает, что школы в странах СНГ характеризуется полиэтническим составом учащихся – уроки русского языка приходиться проводить и в разноуровневом, и в разноязычном коллективе, а это очень сложно", — подчеркнула русист, отметив необходимость пересмотреть традиционные методические подходы к преподаванию русского языка. При этом Татьяна Кудоярова подчеркнула, что каждая страна СНГ имеет много собственных методических разработок в этой сфере и ноу-хау. "Этими разработками нужно делиться", — сказала она.

По ее словам, программы, которые были составлены для русскоязычных школ, рассчитаны на детей со знанием русского языка, а по факту – такого знания не хватает. Кроме того, необходимо постоянное повышение квалификации преподавателей. "В школах стран СНГ преподают настоящие подвижники, мастера своего дела, но эти люди работают в школах по 20-30-40 лет, и реальной молодой смены в ряде стран нет".

Говоря о методических выходах из сложившейся ситуации, русист подчеркнула, что необходимо использование элементов методики РКИ в преподавании русского как неродного. Кроме того, по ее словам, преподавание русского языка как родного должно обогащаться за счет принципа диалога разных культур.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала