Тульскому Валеоцентру для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, в этом году исполнилось 15 лет. Сейчас это крупнейшая в регионе организация, реализующая множество коррекционных программ для детей с расстройствами аутистического спектра (РАС). Как помочь таким детям адаптироваться в обществе? Много ли семей нуждаются в помощи специалистов? На эти и другие вопросы корреспонденту РИА Новости Оксане Барановой ответила клинический психолог Валеоцентра, руководитель школьной службы Светлана Варфоломеева.
- Светлана Викторовна, как построена работа отделения лечебной педагогики и абилитации для детей с РАС?
— Чаще всего, к нам обращаются по направлению врачей, либо когда родители сами замечают особенности развития своего ребенка. Мы проводим психолого-педагогический консилиум, в ходе которого уточняем диагноз и определяем, какого плана коррекционная помощь ему требуется. Затем подбираем программу, по которой ребенок занимается в течение года. Летом – у нас и у детей каникулы, но уже в сентябре они вновь приходят к нам. Мы смотрим, каких успехов каждый добился, и выстраиваем дальнейшую работу. Сейчас в отделении работают 15 специалистов.
- Много семей обращается за помощью?
— Очень много, но, к сожалению, одномоментно всех принять мы не можем. Однако мы никому не отказываем в помощи. Каждый специалист еженедельно выделяет из своего времени час или два, чтобы принять и проконсультировать семью. И это не только жители Тулы, к нам едут со всей России.
- Сколько сейчас детей наблюдается в отделении?
— На сегодняшний момент — 100 человек в возрасте от 4 лет. Самому старшему нашему воспитаннику 27 лет. У нас нет четко оговоренных сроков коррекционной работы – если ребенок нуждается в сопровождении несколько лет, значит все это время он с нами. Три года назад была основана Служба ранней помощи — теперь мы можем консультировать и проводить коррекционные мероприятия для самых маленьких детей. Поддержку в этом нам оказала организация "Обнаженные сердца".
- Многим ли детям, страдающим аутичными расстройствами можно помочь успешно адаптироваться в социуме?
— У всех наших детей разные уровни развития и способностей. Но абсолютно все они в той или иной степени обучаемы. Из 100 наблюдающихся у нас детей – 60 школьники, которые посещают как обычные, так и коррекционные школы. И мы продолжаем диалог со школьными педагогами о том, что, не смотря на направление врача на обучение такого ребенка на дому, он должен и имеет право учиться в школе. Модель обучения, в которой совмещено и посещение ребенка на дому, и его присутствие в классе – наиболее удачна для успешной социализации.
- Вы готовите детей к школе и продолжаете сопровождать их там?
— Конечно. У нас существует программа по подготовке к школе, где мы учим малышей элементарным для здоровых школьников вещам: правильно сидеть за партой, доставать из портфеля пенал или поднимать руку. В школах мы используем тьютеров, которые присутствуют на уроках и помогают детям в классе, на переменах. В Туле порядка шести инклюзивных общеобразовательных школ, но с нами сотрудничают и школы, не имеющие инклюзивный статус.
- Какие программы по адаптации детей вы используете?
— Нами разработано несколько программ. Например, проект по музейной педагогике, участвовал на международном конкурсе "Интермузей- 2013" и вошел в 5-ку лучших. Еженедельно мы с детьми ходим в музеи, ведь это идеальное место для их адаптации.
-Почему именно музеи?
— Это то пространство, где много правил для всех: не топать, не кричать, не бегать. Кроме того, на примере экспонатов детям легче объяснить, что такое время, ведь ребята не всегда понимают, в чем разница между прошлым, будущем и настоящим. Родители путешествуют вместе с нами. Их страхи пропадают: они видят, что дети способны усвоить правила поведения в обществе и окружающие относятся к ним приветливо. Второй проект "Лицом к миру" — ежегодный. Летом, вместе с педагогами и родителями дети выезжают в оздоровительный лагерь- санаторий-курорт "Велегож", где отдыхают и ребята без особенностей развития. Именно там, имея пример для подражания, они учатся жить как обычные люди.
- Но ведь рано или поздно дети покидают ваше отделение, вы же не можете сопровождать их всю жизнь, есть ли какие либо планы в реализации проектов, связанных с их будущим?
— Сейчас в планах и мечтах — создать организацию для детей, с расстройствами аутистического спектра, где они могли бы чем-то профессионально заниматься, делать что-то своими руками и таким образом адаптироваться в социуме. С этой целью мы стараемся наладить партнерские отношения с различными творческими центрами и коллективами, стучимся во все двери. Своих воспитанников мы не бросаем.