Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Шапка проекта Сольный навигитор
Социальный навигатор

Эксперт: необучаемых детей не существует

© Фото : из личного архиваСветлана Викторовна Варфоломеева, клинический психолог Валеоцентра, руководитель школьной службы
Светлана Викторовна Варфоломеева,  клинический психолог Валеоцентра, руководитель школьной службы
Клинический психолог тульского Валеоцентра Светлана Варфоломеева рассказала корреспонденту РИА Новости, как помочь детям с расстройствами аутистического спектра адаптироваться в обществе, много ли семей с такими детьми нуждаются в помощи специалистов и т.д.

Тульскому Валеоцентру для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, в этом году исполнилось 15 лет. Сейчас это крупнейшая в регионе организация, реализующая множество коррекционных программ для детей с расстройствами аутистического спектра (РАС). Как помочь таким детям адаптироваться в обществе? Много ли семей нуждаются в помощи специалистов? На эти и другие вопросы корреспонденту РИА Новости Оксане Барановой ответила клинический психолог Валеоцентра, руководитель школьной службы Светлана Варфоломеева.

- Светлана Викторовна, как построена работа отделения лечебной педагогики и абилитации для детей с  РАС?

— Чаще всего, к нам обращаются по направлению врачей, либо когда родители сами замечают особенности развития своего ребенка. Мы проводим психолого-педагогический консилиум, в ходе которого уточняем диагноз и определяем, какого плана коррекционная помощь ему требуется. Затем подбираем программу, по которой ребенок занимается в течение года. Летом – у нас и у детей каникулы, но уже в сентябре они вновь приходят к нам. Мы смотрим, каких успехов каждый добился, и выстраиваем дальнейшую работу. Сейчас в отделении работают 15 специалистов.

- Много семей обращается за помощью?

— Очень много, но, к сожалению, одномоментно всех принять мы не можем. Однако мы никому не отказываем в помощи. Каждый специалист еженедельно выделяет из своего времени час или два, чтобы принять и проконсультировать семью. И это не только жители Тулы, к нам едут со всей России.

- Сколько сейчас детей наблюдается в отделении?

— На сегодняшний момент — 100 человек в возрасте от 4 лет. Самому старшему нашему  воспитаннику 27 лет. У нас нет четко оговоренных сроков коррекционной работы – если ребенок нуждается в сопровождении несколько лет, значит все это время он с нами. Три года назад была основана Служба ранней помощи — теперь мы можем консультировать и проводить коррекционные мероприятия для самых маленьких детей. Поддержку в этом нам оказала организация "Обнаженные сердца".

- Многим ли детям, страдающим аутичными расстройствами можно помочь успешно адаптироваться в социуме?

— У всех наших детей разные уровни развития и способностей. Но абсолютно все они в той или иной степени обучаемы. Из 100 наблюдающихся у нас детей – 60 школьники, которые посещают как обычные, так и коррекционные школы. И мы продолжаем диалог со школьными педагогами о том, что, не смотря на направление врача на обучение такого ребенка на дому, он должен и имеет право учиться в школе. Модель обучения, в которой совмещено и посещение ребенка на дому, и его  присутствие в классе – наиболее удачна для успешной социализации.

- Вы готовите детей к школе и продолжаете сопровождать их там?

— Конечно. У нас существует программа по подготовке к школе, где мы учим малышей элементарным для здоровых школьников вещам: правильно сидеть за партой, доставать из портфеля пенал или  поднимать руку. В школах мы используем тьютеров, которые присутствуют на уроках и помогают детям в классе, на переменах. В Туле порядка шести инклюзивных общеобразовательных школ, но с нами сотрудничают и школы, не имеющие инклюзивный статус.

- Какие программы по адаптации детей вы используете?

— Нами разработано несколько программ. Например, проект по музейной педагогике, участвовал на международном конкурсе "Интермузей- 2013" и вошел в 5-ку лучших. Еженедельно мы с детьми ходим в музеи, ведь это идеальное место для их адаптации.

-Почему именно музеи?

— Это то пространство, где много правил для всех: не топать, не кричать, не бегать. Кроме того, на примере экспонатов детям легче объяснить, что такое время, ведь ребята не всегда понимают, в чем разница между прошлым, будущем и настоящим. Родители путешествуют вместе с нами. Их страхи пропадают: они видят, что дети способны усвоить правила поведения в обществе и окружающие относятся к ним приветливо. Второй проект "Лицом к миру" — ежегодный. Летом, вместе с педагогами и родителями дети выезжают в оздоровительный лагерь- санаторий-курорт  "Велегож", где отдыхают и ребята без особенностей развития. Именно там, имея пример для подражания, они учатся жить как обычные люди.

- Но ведь рано или поздно дети покидают ваше отделение, вы же не можете сопровождать их всю жизнь, есть ли какие либо планы в реализации проектов, связанных с их будущим?

— Сейчас в планах и мечтах — создать организацию для детей, с расстройствами аутистического спектра, где они могли бы чем-то профессионально заниматься, делать что-то своими руками и таким образом адаптироваться в социуме. С этой целью мы стараемся наладить партнерские отношения с различными творческими центрами и коллективами, стучимся во все двери. Своих воспитанников мы не бросаем.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Чаты
Заголовок открываемого материала
Путин призвал обеспечить доступность современной подготовки по математикеЯкутские школьники выпустят IT-пуховик с обогревомЭксперты обсудят развитие педагогического образования в российских вузахВ Минпросвещения рассказали о новых школьных учебникахСтартовал региональный этап Всероссийской олимпиады школьниковМинпросвещения: школ на карантине по COVID-19 сейчас нет Мишустин призвал выстроить работу пилотной программы школьного туризмаОпрос показал, сколько россиян-родителей состоят в учебных чатахКогда важен не подарок: выбраны лучшие новогодние шоу страныЛучшие новогодние представления Москвы 2021/2022: результаты рейтингаКравцов прокомментировал идею вакцинации детей от COVID на базе школКравцов заявил о создании цифровой психологической службы для школьниковМузаев: ПЦР-тест утяжелит процесс проведения ЕГЭРособрнадзор разрешил провести ВПР по некоторым предметам на компьютерахГуров: технологическая олимпиада помогает школьникам стать успешнымиРоссийские юниоры завоевали 6 медалей на Международной научной олимпиадеСовфед отклонил закон об использовании в школах онлайн-ресурсовВ Петербурге новогодние каникулы в школах начнутся с 29 декабряСвятенко: необходимо совершенствовать закон о паллиативной помощи детямМинпросвещения сообщило, когда завершится апробация новых учебников по ОБЖ