Алексей Лахов, специально для проекта "Жизнь без преград"
Страхи, осуждение и откровенная неприязнь лежат в основе представлений о том, что беременная наркозависимая женщина не должна иметь детей. В некоторых случаях беременность у наркозависимых матерей протекает с осложнениями, роды происходят раньше срока, а ребенок появляется на свет с абстинентным синдромом. Это также подливает масла в огонь негативного отношения к таким женщинам. Однако большинства этих проблем можно избежать, если вовремя обратиться к врачам и следовать их рекомендациям.
— За год через меня проходит до 60 женщин, которые находятся в стадии активного наркопотребления, — говорит Екатерина Мусатова, акушер-гинеколог петербургской Клинической инфекционной больницы им С.П. Боткина. — Главное, что я у них отмечаю, — это нехватку контакта с квалифицированными специалистами. Наркозависимые женщины редко обращаются за помощью к врачам. Это связано как с их неупорядоченным образом жизни, так и со страхом перед госструктурами. В результате мы видим многочисленные осложнения беременности: отсутствие наблюдения и своевременного лечения к моменту родов могут создавать серьезную угрозу для здоровья как матери, так и ребенка.
При этом беременность может стать очень действенным мотивирующим фактором отказа от наркотиков. Согласно исследованию, которое проводилось среди 213 женщин, употреблявших наркотики во время беременности, почти 90% респонденток пытались что-то сделать со своей зависимостью: три четверти снижали дозу, 22% обращались за наркологической помощью, 13% переходили на другие виды наркотиков. (Исследование "Мониторинг доступа женщин-ПИН, в том числе беременных женщин, употребляющих наркотики, к услугам по репродуктивному здоровью, к наркологической и другим видам медицинской помощи" проводилось в 2012-13 гг. в Санкт-Петербурге, Калининграде, Томске, Тольятти, Набережных Челнах и Орле силами местных НКО и активистов.)
Получается, что осложнений можно избежать, если наблюдаться у специалистов — гинекологов, наркологов, инфекционистов, неонатологов… Да и сами женщины предпринимают попытки отказаться от наркотиков ради будущего ребенка. Казалось бы, дело за малым — взять и сходить к врачу. В случае с наркозависимыми женщинами — не получается. Почему?
Четверть респонденток в качестве причины отказа от посещения женской консультации назвали банальное отсутствие времени — и с этим тоже нужно считаться при работе с беременными наркозависимыми. Екатерина Пойлова, специалист по медико-социальному сопровождению благотворительного фонда "Гуманитарное действие", отмечает, что такова природа зависимости — не находить времени на заботу о своем здоровье, а вместо этого все силы и средства тратить на добычу наркотиков.
— Но материнский инстинкт все же сильнее, и девчонки — те, которые хотят сохранить ребенка, — переламываются, сбивают дозу, ложатся на детокс, проходят реабилитацию, — в общем, что-то пытаются сделать со своим употреблением, чтобы не навредить малышу, — рассказывает Пойлова.
В результате пара пришла на консультацию вместе. Антонина не могла встать на учет в женской консультации из-за отсутствия регистрации, поэтому при помощи петербургской общественной организации "Ночлежка" ей была сделана "справка БОМЖ". После этого она смогла посещать одну из районных консультаций. Ее партнера направили к психологам фонда.
— Когда Тоня попала в роддом, у нее обнаружили сифилис, — продолжает Пойлова. — Ребенка она была вынуждена оставить в роддоме до тех пор, пока не вылечится. Малыш, кстати, родился здоровым, без ВИЧ-инфекции, поскольку в роддоме она принимала профилактику.
Вылечившись от сифилиса, женщина прошла курс детоксикации. Недавно Антонине удалось оформить паспорт, забрать ребенка и переехать к своему партнеру. Мужчина продолжает посещать психологов фонда, женщина занимается ребенком.
По словам Пойловой, добиться более-менее успешного результата в случае с Тоней специалистам по социальному сопровождению удалось благодаря взаимодействию с гинекологами, акушерами, наркологами, с разными общественными организациями.
— Когда существует четкая, отлаженная структура работы с беременной наркозависимой женщиной, когда всем понятно, что ее беременностью должен заниматься гинеколог, зависимостью — наркологи и специалисты по реабилитации, инфекциями — врач-инфекционист, а сопровождением — профильные НКО, тогда у такой женщины повышаются шансы на сохранение беременности и отказ от наркотиков, — убеждена Пойлова.
В декабре 2011 года Управление здравоохранения администрации города Томска утвердило первый в Российской Федерации "Протокол ведения беременности, родов и послеродового периода у женщин с наркотической зависимостью" на местном уровне. Протокол предусматривает межведомственное взаимодействие различных профильных организаций, помогающих беременным наркозависимым женщинам. В его реализации принимают участие благотворительный фонд "Томск Анти-СПИД", женские консультации, роддома, областной перинатальный центр, центр кризисной беременности, городской центр грудного вскармливания и реабилитационный центр для наркозависимых "Новое рождение".
За два года в рамках реализации данного протокола услуги получили тридцать женщин. Практически все вовремя встали на дородовой учет и каждые две недели посещали врача женской консультации. 40% смогли отказаться от наркотиков во время беременности. У всех женщин дети родились на нормальном сроке. Более того — не было задокументировано ни одного случая материнской или младенческой смертности. Единственная женщина отказалась от новорожденного.
— Когда различные общественные организации и государственные учреждения взаимодействуют друг с другом как одна команда, это позволяет решать проблемы клиенток более эффективно и вырабатывать индивидуальный подход к каждой из них, — убеждена Елена Борзунова, директор фонда "Томск Анти-СПИД".
Главные трудности при реализации протокола, с которыми сталкиваются и "общественники", и государственные структуры, — отсутствие стабильного финансирования. По словам Борзуновой, многие девушки находятся за чертой бедности, у них нет возможности покупать выписанные врачами лекарства и детское питание. Некоторые из них вынуждены отказываться от детей главным образом из-за нехватки денег.
— Сопровождением таких женщин должны заниматься специалисты особого рода — кейс-менеджеры, социальные работники, — говорит Борзунова. — Но этим людям тоже нужно платить зарплату, их нужно учить, с ними необходимо проводить профилактику профессионального выгорания, а на все это также нужны деньги…
Несмотря на трудности, с которыми столкнулись общественные организации и государственные структуры в Томске, в настоящее время в Санкт-Петербурге и Набережных Челнах ведется разработка схожих протоколов. В этих документах будет сделана попытка учитывать региональные особенности ведения беременных наркозависимых женщин. Протоколы разрабатываются некоммерческим партнерством "Е.В.А." и "Благотворительным фондом развития образования, охраны здоровья и профилактики ВИЧ/СПИД (Фонд Тимура Исламова)".
— Мы считаем, что такой протокол необходим для всех представителей государственных органов, оказывающих помощь беременным наркозависимым женщинам, — говорит социальный работник фонда Юлия Ломаченко. — Во-первых, для мультидисциплинарной команды на уровне города он дает понимание общей картины и представляет собой готовый алгоритм оказания помощи в тех случаях, когда беременная употребляет наркотики. Во-вторых, он служит гарантией того, что каждая беременная наркозависимая, попав в поле зрения специалистов, будет иметь шанс получить ту услугу, которая будет необходима именно ей во время беременности и после родов.