Рейтинг@Mail.ru
Эксперт: инженерные вузы РФ сильны фундаментальной подготовкой - РИА Новости, 02.03.2020
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Шапка проекта Сольный навигитор
Социальный навигатор

Эксперт: инженерные вузы РФ сильны фундаментальной подготовкой

Лучшие российские технические и инженерные вузы известны во всем мире. В чем их достоинства? Какие направления подготовки будут наиболее востребованы в будущем? На эти и другие вопросы корреспонденту РИА Новости Анне Курской ответил руководитель проектов направления "Молодые профессионалы" Агентства стратегических инициатив Иван Дементьев.

Лучшие российские технические и инженерные вузы заслуженно известны во всем мире. Они и сегодня стремятся поддерживать свою репутацию, внедряя новые технологии и методы работы с учетом зарубежного опыта. В чем их достоинства для иностранного абитуриента? Какие направления подготовки будут наиболее востребованы в будущем? На эти и другие вопросы корреспонденту РИА Новости Анне Курской ответил руководитель проектов направления "Молодые профессионалы" Агентства стратегических инициатив (АСИ) Иван Дементьев.

- Иван Олегович, с каждым днем все большее число жителей разных стран отправляются на учебу за границу. Какие преимущества, на Ваш взгляд, имеют российские инженерно-технические вузы для обучения студентов из-за рубежа?

— На мой взгляд, те же самые преимущества, которые имеют значение и для российских студентов. Во-первых, это сильная фундаментальная подготовка. Во-вторых, — хорошая классическая инженерная школа, сохранившаяся в ряде вузов. К сожалению, многие российские вузы находятся вне топ-300 лучших мировых университетов, но если сравнивать их с зарубежными соседями по рейтингам, наши имеют преимущество с точки зрения глубины и серьезности фундаментальной подготовки.

- Какие российские инженерно-технические вузы наиболее конкурентоспособны на мировом уровне?

— Конкурентоспособность вуза можно определять по-разному. С одной стороны, можно оценивать известность его бренда за рубежом. С другой стороны — доступность поступления в вуз и его образовательных программ для иностранных граждан. С третьей –практическое значение, которое может иметь полученное образование для выпускника.

Эти три плоскости не всегда совпадают друг с другом. Например, в смысле доступности высшего образования лидируют те вузы, на которые сегодня в России делают ставку для вхождения в топ-100 мировых университетов. Для привлечения зарубежных студентов там внедряется преподавание некоторых учебных курсов на английском языке.

Лидерами с точки зрения простоты поступления в вуз для граждан других стран являются те вузы, которые исторически, еще с советского времени, принимали на обучение студентов их других стран, в том числе, из дальнего зарубежья — из Южной Кореи, Китая, стран АТЭС. Эти связи вузов со странами-партнерами существуют и поныне. Например, МГТУ им. Э.Баумана активно развивает партнерство с Китаем, которое включает в себя обмены студентами и различные совместные проекты.

Что касается известности бренда, то понятно, что здесь лидируют наиболее известные классические университеты, прежде всего, МГУ им. Ломоносова и СПбГУ. Хотя иностранцам поступить, например, в МГУ достаточно сложно.

- Инженерно-технические специальности неразрывно связаны с прогрессом. Меняется ли подготовка в российских вузах в соответствии с общемировыми тенденциями технологического развития?

— Мы до сих пор сильны в классической инженерной школе, но, к сожалению, многие модели образования, которые применяются за рубежом, сегодня ушли от нас вперед. Поэтому я считаю очень правильными любые инициативы по вывозу российских преподавателей за рубеж для знакомства с устройством современных инженерных вузов. Сегодня предполагается, что система образования должна формировать у выпускников вузов, например, такие качества, как умение работать в команде и ситуационное лидерство.

Самое главное отличие российского образования от зарубежного состоит в том, что мы пока не очень хорошо умеем готовить людей, которые могут успешно работать в динамично меняющейся экономике, при этом не только профессионально выполняя свою работу, но и создавая команду профессионалов для решения той или иной задачи.

В России до сих пор очень много говорится о том, что необходимо повышать качество подготовки людей для конкретных рабочих мест. А в мире дискуссия идет о том, как готовить человека, который умеет создать новые сектора, разглядеть зарождающийся рынок и произвести для него какой-то продукт.

У нас пока не учат студентов управлять жизненным циклом технической продукции с учетом экономических параметров, с учетом того, что изделие имеет свой экономический цикл жизни, которым современному инженеру нужно уметь управлять. В этом плане мы существенно отстаем от других стран. А эта компетенция должна стать одним из драйверов будущего роста. Здесь нам есть, куда развиваться и к чему стремиться.

Дело в том, что построить завод так, чтобы он приносил прибыль, во многих странах сегодня практически уже невозможно. Это можно делать только в точках, обеспеченных каким-то соответствующими факторами, например, в Китае, где очень дешевая рабочая сила. На первое место в стратегиях развития развитых и развивающихся стран сегодня ставится развитие человеческого потенциала, то есть людей, которые в состоянии сделать высокотехнологичный бизнес. А у нас специалистов для бизнеса готовят вне технологической среды, а инженеров не учат тому, как применять свои инженерные навыки к созданию бизнес-проектов.

- На какие специальности и направления подготовки в этой связи Вы бы посоветовали обратить внимание абитуриентам?

— Это очень интересный вопрос. Ландшафт современной науки каждые семь лет меняется целиком. Те вещи, которые семь лет назад казались фантастикой, сегодня стали реальностью, и под эту новую реальность меняются даже принципы организации науки. Поэтому, если раньше профессии будущего можно было прогнозировать на 30 лет вперед, то сейчас не все так просто, и сегодняшние абитуриенты к моменту окончания вуза будут жить в мире, в котором самыми востребованными будут те профессии, которые пока в принципе не существуют.

- Вы не могли бы назвать хотя бы устойчивые тенденции?

— Первый мировой технологический тренд – это автоматизация. Она коснется абсолютно всех привычных сфер и направлений деятельности, которые имеют существенный потенциал роста. Специалисты по автоматизации точно будут востребованы в течение ближайших 25 лет. Без работы не останутся специалисты по информационным технологиям, биотехнологиям…

Мы собрали Атлас новых профессий, и некоторые из них мне кажутся очень интересными и перспективными. К примеру, такая специальность, как "сити-фермерство" — обустраивание агрохозяйств на крышах и стенах небоскребов. В Массачусетском технологическом институте существует целая лаборатория по сити-фермерству, в мире это явление развивается. Вообще будет расти актуальность профессий, связанных с будущим мегаполисов: каким образом их трансформировать и поддерживать в них возможность для дальнейшей жизни людей, ведь жить в мегаполисе все вреднее и вреднее. Эти проблемы рождают запрос на абсолютно новые специальности и новые подходы. Абитуриентам стоит иметь это в виду.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала