Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг региональных систем СПО: где и кому нужны техникумы? - Социальный навигатор РИА Новости, 01.03.2020
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Шапка проекта Сольный навигитор
Социальный навигатор

Рейтинг региональных систем СПО: где и кому нужны техникумы?

© Фото : валерий гашеевОмск выставка профессия учеба
Омск выставка профессия учеба
Выпускники школ, до сих пор интересовавшиеся исключительно вузами, постепенно пересматривают в лучшую сторону отношение к техникумам и колледжам. Работодатели также проявляют интерес к специалистам со средним профессиональным образованиям. О спросе на техникумы и колледжи расскажет рейтинг агентства социальных исследований "Социальный навигатор».

Анна Курская, РИА Новости

Выпускники школ, до сих пор интересовавшиеся исключительно вузами, постепенно пересматривают в лучшую сторону отношение к техникумам и колледжам. Работодатели также проявляют интерес к специалистам со средним профессиональным образованиям. О том, каков сегодня спрос на техникумы и колледжи со стороны семей и рынка труда в разных регионах, расскажет рейтинг Агентства социальных исследований "Социальный навигатор».

Популярность среднего профессионального образования (СПО) у абитуриентов и их родителей меняется год от года. В последние несколько лет эксперты регулярно выражали озабоченность тем, что выпускники школ собираются продолжать образование исключительно в вузах. Спрос рождает предложение: столь высокая популярность высшего образования привела к снижению его качества за счет появления множества вузов, «торгующих дипломами». В то же время работодатели почувствовали серьезный дефицит работников со средним специальным образованием.

Сегодня ситуация стала меняться. Статистика показывает, что у семей понемногу начал расти интерес к обучению своих отпрысков в техникумах и колледжах. Как этот интерес меняется в зависимости от региона? Будут ли востребованы выпускники учреждений СПО в этих регионах рынком труда? Ответить на эти вопросы поможет Рейтинг региональных систем СПО, подготовленный Агентством социальных исследований "Социальный навигатор», при поддержке Межрегиональной ассоциации мониторинга и статистики образования (МАМСО).

Акцент на внешний запрос

Создатели рейтинга исследовали региональные системы среднего профессионального образования по степени удовлетворения запросов учащихся и их родителей, а также по соответствию требованиям рынка труда.

«Мы оцениваем систему СПО по удовлетворению внешнего запроса, мы смотрим, работает она на семью и экономику или нет», — рассказал РИА Новости один из авторов исследования исполнительный директор МАМСО Марк Агранович.

Оценка строилась на изучении открытых официальных статистических данных по трудоустройству выпускников и по конкурсу в техникумы и колледжи. Это позволило исследователям не собирать никаких данных из регионов и включить в рейтинг практически все субъекты Федерации. Они также объединили Москву с Московской областью, а Санкт-Петербург — с Ленинградской областью.
«Очевидно, что ребята из Подмосковья ездят учиться в техникумы в Москву, а из Ленобласти – в Питер, и если их разделять, то картина получилась бы нереалистичной», —  пояснил глава МАМСО.

Пестрая картина

Рейтинг показал, что выпускникам техникумов и колледжей сегодня легче всего найти работу в Астраханской и Амурской областях, а также на Алтае. Труднее всего – в Ингушетии, Кабардино-Балкарии и Дагестане.

Что же касается отношения семей, то сегодня обучение в техникумах особенно популярно среди жителей республик САХА (Якутия), Алтай и Тыва. Напротив, очень неохотно отдают туда учиться своих детей родители из Еврейской АО, Карачаево-Черкессии, Москвы и Подмосковья.

Картина сложилась неоднородная. По-видимому, внешний запрос на учреждения СПО не связан напрямую с тем, богат или беден регион, и что преобладает в его экономике — сельское хозяйство или промышленное производство.

«И в верхней части рейтинга, и в нижней есть и богатые регионы и совсем бедные. Например, богатейший Ямало-Ненецкий автономный округ и глубоко дотационная Еврейская автономная область оказались в одной группе, естественно, по разным причинам. Каким? Это должно стать предметом анализа и размышлений на региональном уровне, — отметил Марк Агранович.

Исследователи обнаружили, что есть регионы, в которых система СПО очень сильно не удовлетворяет запросам рынка, при этом техникумы чрезвычайно востребованы семьями.

«Не вполне понятно, что это значит, и что с этим делать. Встречается и обратная ситуация, когда рынок требует специалистов со средним образованием, но для семей это неинтересно. Этот случай  как раз вполне понятен: возможно,  здесь дело в плохой информационной политике, и стоит попробовать усилить пропаганду СПО», — продолжил глава МАМСО.

В качестве примера можно привести Кабардино-Балкарию, где система СПО по индексу востребованности рынком труда занимает 79-ое место, а по востребованности семьями — 29-ое. А в Тамбовской области наоборот, рынок труда заинтересован в выпускниках СПО (21 место в рейтинге), а семьями это образование мало востребовано (62-ое место в рейтинге).

О бюджетниках и вузах

 Составителям рейтинга удалось установить, что спрос семей на СПО выше в тех регионах, где больше бюджетников (медицина, образование, связь). Что касается спроса рынка на СПО, то он связан с уровнем развития малого и среднего бизнеса в регионе, то есть малый и средний бизнес заинтересован в выпускниках техникумов больше, чем крупный. Это может натолкнуть специалистов на идеи о том, как повысить эффективность системы СПО с точки зрения  внешнего запроса, считают эксперты.

В то же время исследователей удивил тот факт, что наличие в регионе развитой системы высшего образования оказывает очень незначительное (негативное) влияние на интерес к техникумам и колледжам со стороны рынка труда и семей.

«Я был абсолютно уверен, что показатели системы СПО будут очень сильно зависеть от того, насколько много вузов в регионе. Если их много, то  у работодателя есть возможность принять на работу выпускника вуза, а у молодых людей расширяются возможности получения высшего образования, и это понижает востребованность СПО. Рейтинг показал, что это не так. Связь есть, но очень незначительная, на грани статистической погрешности», — пояснил Марк Агранович.

В целом, по его мнению, сегодня практическое образование становится все более привлекательным для населения. Доля ребят, которые уходят из 9 и 11 класса школы в техникумы, постоянно увеличивается, то есть программы СПО становятся привлекательнее для семей. Другое дело, что учеба в техникуме может рассматриваться как облегченный путь поступления в вуз.

«Рынок тоже реагирует на выпускников СПО лучше, чем раньше. В частности работники со средним профессиональным образованием лучше, чем выпускники вузов, пережили кризис 2008 года и связанный с ним период безработицы», — отметил эксперт.

Дитя семи нянек

Авторы исследования настаивают на том, что результатам рейтинга нельзя судить о деятельности региональных органов управления образованием. Дело в том, что этим структурам подчиняются не более двух третей учреждений СПО в стране. Еще порядка 24% техникумов и колледжей подчиняются федеральным министерствам, включая Министерство образования и науки.

Кроме этого программы СПО все чаще встречаются в вузах, подавляющее большинство которых находится в федеральном подчинении. В результате  местные органы управления образованием имеют достаточно ограниченную возможность влияния на систему СПО.

«Я очень боюсь, что рейтинг будет использоваться для оценки региональных органов управления образования. Но мы хотели только предоставить им информацию для размышления  для того, чтобы посмотреть в какой степени сложившаяся региональная система СПО соответствует запросу рынка и семьи, и попытаться скорректировать эту ситуацию», — подчеркнул Марк Агранович.

По его мнению, рейтинг поможет чиновникам эффективно модернизировать систему среднего профессионального образования в регионах.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Методика рейтингования

Основные результаты исследования

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала