Рейтинг@Mail.ru
Юлия Захир: результат оценки не должен быть причиной для "расстрела" - Социальный навигатор РИА Новости, 01.03.2020
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Шапка проекта Сольный навигитор
Социальный навигатор

Юлия Захир: результат оценки не должен быть причиной для "расстрела"

© РИА Новости / Павел КомаровДиректор Новосибирского института мониторинга и развития образования Юлия Захир, архивное фото
Директор Новосибирского института мониторинга и развития образования Юлия Захир, архивное фото
Почему пятибалльную систему оценок в школе называют устаревшей? Зачем школы участвуют в различных мониторингах и рейтингах? Как реагируют на результаты и что меняется после их публикации? На эти вопросы в интервью корреспонденту РИА Новости Ирине Ткач ответила директор Новосибирского института мониторинга и развития образования Юлия Захир.

Почему пятибалльную систему оценок в школе называют устаревшей? Зачем школы участвуют в различных мониторингах и рейтингах? Как реагируют на результаты и что меняется после их публикации? На эти вопросы в интервью корреспонденту РИА Новости Ирине Ткач ответила директор Новосибирского института мониторинга и развития образования Юлия Захир.

Работа за компьютером, архивное фото
Анонимный опрос родителей о поборах в школах начался в Новосибирске
 — Сейчас проводится много мониторингов образования и наш регион в большей части из них участвует. Зачем?

— Во-первых, чтобы соотнести темп развития и состояние нашей системы образования с другими регионами. Во-вторых, в федеральных и международных исследованиях в подавляющем большинстве очень качественный инструментарий оценки. Нам он интересен. И третье, поскольку участие в одном исследовании дает узкую картину, то чем больше мы их набираем, тем шире спектр получаемой информации. Она становится предметом обсуждения.

- Некоторые эксперты говорят, что наша система оценки образования на распутье. На ваш взгляд, так ли это, и с чем связано это мнение?

— Я бы сказала, некоторые эксперты считают, что система в тупике. А тупиковость связывают с двумя вещами – с инструментарием и отсутствием профессиональных кадров. Но это не тупик, а скорее стадия развития, когда нужно искать выход. Вообще, система оценки качества в России еще молодая — в отличие от зарубежных стран, где она выстраивалась десятилетия.

- К вопросу об инструментарии. Насколько, на ваш взгляд, верны индикаторы, по которым оценивается качество образования?

Пробная оценка начальной школы: результаты Новосибирской области в 2013 году
Пробная оценка начальной школы: результаты Новосибирской области
- Любой инструмент несовершенен, потому что он не может ответить на все вопросы. У каждого инструмента есть цель. И смотреть на совершенство нужно с этой точки зрения: подходит этот инструмент для измерения и ответа на поставленный вопрос или нет.

В этом смысле международные исследования качества образования, которые у всех на слуху, — TIMSS (международное исследование по оценке качества математического и естественнонаучного образования), PISA (программа международной оценки обучающихся: Мониторинг знаний и умений в новом тысячелетии) — это мировой культурный образец разработки инструмента.

- Раньше в России не было систем оценки и никто не переживал, не пытался их ввести… 

— Были — контрольные работы. Казалось, они измеряли знания и показывали результаты – оценки. Но мы понимали, что пять не всегда бывало пятеркой, а три — не совсем три. Появлялись рядом с отметкой плюсы и минусы. Учителя интуитивно расширяли эту фактически трехбалльную шкалу измерения. Это показатель того, что инструмент и шкала оценки несовершенны.

Здесь действовал принцип вычитания: сделаешь все — получишь пять, не сделаешь одно задание — четыре, не сделаешь  задание и допустишь помарку – четыре с минусом. Это Дамоклов меч для ребенка. Он боялся ошибиться.

- А сейчас разве ребенок не боится своих ошибок?

Дети в гимназии №11 Новосибирска
Две новосибирские школы вошли в топ-25 "Лучших школ России"
- Современный принцип оценки (например, в ЕГЭ) другой. Этот инструмент содержит много заданий, и результат оценивается другими шкалами. Действует принцип сложения. Выполняю известное число заданий правильно — сдал. Если выполняю еще одно, прибавляются баллы — сдал, но лучше. В любом случае, ребенок  каждый раз сдал. Не обязательно делать все, чтобы получить высокий балл.

При таком инструментарии можно выявить не только знания предмета, но и мотивы обучения. Даже по количеству заданий, к которым ученик приступил, можно судить, в том числе, о его отношении к предмету, к учителю, насколько он старателен…

- Согласны ли вы с мнением, что сейчас государственный контроль в образовании ужесточается?

— Скорее это не ужесточение, а перестройка системы. Как такового контроля при нашей системе образования не может не быть. Государство дает деньги и должно понимать, на какой результат они работают. Но любое изменение всегда воспринимается как "Караул! Нас обижают!".

- Как власти регионов, в частности нашего, реагируют на результаты рейтингов? Начинаются карательные меры? 

Лучшие школы России
Лучшие школы России
- В Новосибирской области к результатам относятся осторожно и с правильным недоверием. Но в некоторых регионах принимались управленческие решения по результатам ЕГЭ, не учитывающие, что при этой оценке всегда будут лучшие и худшие. И как бы хорошо худшие не подготовились, но они все равно последние.

Их "отстреливать" не совсем честно. Нужно разобраться, почему они последние. Может, они сильно продвинулись за год или, наоборот, скатились. Это ж качественно разные последние…

- А зачем нужна еще и внутренняя оценка, которая проводится в школах? 

— Формально оценки качества образования делят на федеральный, региональный и школьный уровни. Внутренняя оценка – это, например, процедура самоанализа. Когда образовательное учреждение по схеме анализирует свою деятельность и описывает ее, в том числе текущий контроль успеваемости.

Необходимость школьной системы оценки задана новым стандартом образования, а профессиональных кадров и стандартизированного инструментария еще нет. Так что пока школьный уровень оценки в начале своего формирования. И какой ей быть, каждый коллектив ищет свой вариант. По большому счету, это не педагогическая деятельность, а другая профессия. Нужны курсы повышения квалификации для учителей на эту тему.

- Как вы в целом относитесь к рейтингам школ?

— У меня сложное отношение. Это связано с качеством самих рейтингов, методик рейтингования, с тем, как остро реагируют участники. Реакция в духе "составители рейтинга просто дураки", конечно, имеет право на существование, но она не должна быть единственной…

Министр образования, науки и инновационной политики Новосибирской области Владимир Никонов
Никонов: о вузовском технопарке и учителях новосибирских школ
Есть много нюансов, которые пока у нас не продуманы… Процедура оценки ценна тем, что это начало истории. Дальше должно быть профессиональное обсуждение результатов, методик…  Если выявлен положительный опыт — для распространения, если негативный — надо разобраться в причинах, поддержать отстающих.

А у нас рейтинг — это и есть сама история. Топ-100, топ-50 – история, которая тут же будет похоронена. Смысл этого рейтинга только в его проведении. Пошумели да успокоились. Жалко ресурсы временные, людские, финансовые.

Есть культурные образцы методик и способов проведения. Я говорю, прежде всего, о рейтингах РИА Новости, но, к сожалению, пока еще нет культуры реагирования на участие и на результат.

Когда мы первый год участвовали в рейтингах РИА Новости, были моменты, что директора ради попадания в топ "подкручивали" данные. Но поскольку рейтинги устроены умно, идет очень тщательная, иногда очень неожиданная проверка данных перед построением рейтинга, такие "подкрутки" обязательно всплывают.

- Наболевшая тема ЕГЭ. Многие говорят, что школьное образование "заточено" под сдачу ЕГЭ, видно ли это при мониторингах?

Как влияют опыт и условия работы учителя на результаты учеников
Как влияют опыт и условия работы учителя на результаты учеников
- Школьное образование не может быть заточено под ЕГЭ. Это ведь не только выпускные классы. Это огромное пространство для жизни ребенка. Если говорить о "натаскивании", наверное, это есть, но не в большинстве школ. Ведь подготовка к ЕГЭ – это, прежде всего, освоение всего курса по предмету.

Можно научить технологии, процедуре проведения экзамена. Чтобы не было страха попасть не в ту клеточку, чтобы понимали, как вести себя на процедуре. Это психологическая подготовка, и школы этим занимаются с выпускниками.

- Куда, на ваш взгляд, вообще движется образование, какие сейчас настроения?

— Общемировой тренд – постепенный разворот образования в сторону индивидуализации образовательной траектории, изменение функций учителя. Следующее — перенос образовательной среды в информационное пространство, в электронную среду…

ДЛЯ СПРАВКИ:

ГКУ Новосибирской области "Новосибирский институт мониторинга и развития образования" создано в мае 2012 года на базе Областного центра мониторинга образования. Задачами центра было проведение эксперимента по введению ЕГЭ, разработка инструментария для оценки качества образования, проведение международных сравнительных исследований качества образования.

Сегодня институт проводит государственную аттестацию выпускников 9-х и 11-х классов области, в том числе ЕГЭ, мониторинговые и аналитические исследования системы образования региона, реализует проекты по развитию школьного образования.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала