Почему пятибалльную систему оценок в школе называют устаревшей? Зачем школы участвуют в различных мониторингах и рейтингах? Как реагируют на результаты и что меняется после их публикации? На эти вопросы в интервью корреспонденту РИА Новости Ирине Ткач ответила директор Новосибирского института мониторинга и развития образования Юлия Захир.
— Во-первых, чтобы соотнести темп развития и состояние нашей системы образования с другими регионами. Во-вторых, в федеральных и международных исследованиях в подавляющем большинстве очень качественный инструментарий оценки. Нам он интересен. И третье, поскольку участие в одном исследовании дает узкую картину, то чем больше мы их набираем, тем шире спектр получаемой информации. Она становится предметом обсуждения.
- Некоторые эксперты говорят, что наша система оценки образования на распутье. На ваш взгляд, так ли это, и с чем связано это мнение?
— Я бы сказала, некоторые эксперты считают, что система в тупике. А тупиковость связывают с двумя вещами – с инструментарием и отсутствием профессиональных кадров. Но это не тупик, а скорее стадия развития, когда нужно искать выход. Вообще, система оценки качества в России еще молодая — в отличие от зарубежных стран, где она выстраивалась десятилетия.
- К вопросу об инструментарии. Насколько, на ваш взгляд, верны индикаторы, по которым оценивается качество образования?
В этом смысле международные исследования качества образования, которые у всех на слуху, — TIMSS (международное исследование по оценке качества математического и естественнонаучного образования), PISA (программа международной оценки обучающихся: Мониторинг знаний и умений в новом тысячелетии) — это мировой культурный образец разработки инструмента.
- Раньше в России не было систем оценки и никто не переживал, не пытался их ввести…
— Были — контрольные работы. Казалось, они измеряли знания и показывали результаты – оценки. Но мы понимали, что пять не всегда бывало пятеркой, а три — не совсем три. Появлялись рядом с отметкой плюсы и минусы. Учителя интуитивно расширяли эту фактически трехбалльную шкалу измерения. Это показатель того, что инструмент и шкала оценки несовершенны.
Здесь действовал принцип вычитания: сделаешь все — получишь пять, не сделаешь одно задание — четыре, не сделаешь задание и допустишь помарку – четыре с минусом. Это Дамоклов меч для ребенка. Он боялся ошибиться.
- А сейчас разве ребенок не боится своих ошибок?
При таком инструментарии можно выявить не только знания предмета, но и мотивы обучения. Даже по количеству заданий, к которым ученик приступил, можно судить, в том числе, о его отношении к предмету, к учителю, насколько он старателен…
- Согласны ли вы с мнением, что сейчас государственный контроль в образовании ужесточается?
— Скорее это не ужесточение, а перестройка системы. Как такового контроля при нашей системе образования не может не быть. Государство дает деньги и должно понимать, на какой результат они работают. Но любое изменение всегда воспринимается как "Караул! Нас обижают!".
- Как власти регионов, в частности нашего, реагируют на результаты рейтингов? Начинаются карательные меры?
Их "отстреливать" не совсем честно. Нужно разобраться, почему они последние. Может, они сильно продвинулись за год или, наоборот, скатились. Это ж качественно разные последние…
- А зачем нужна еще и внутренняя оценка, которая проводится в школах?
— Формально оценки качества образования делят на федеральный, региональный и школьный уровни. Внутренняя оценка – это, например, процедура самоанализа. Когда образовательное учреждение по схеме анализирует свою деятельность и описывает ее, в том числе текущий контроль успеваемости.
Необходимость школьной системы оценки задана новым стандартом образования, а профессиональных кадров и стандартизированного инструментария еще нет. Так что пока школьный уровень оценки в начале своего формирования. И какой ей быть, каждый коллектив ищет свой вариант. По большому счету, это не педагогическая деятельность, а другая профессия. Нужны курсы повышения квалификации для учителей на эту тему.
- Как вы в целом относитесь к рейтингам школ?
— У меня сложное отношение. Это связано с качеством самих рейтингов, методик рейтингования, с тем, как остро реагируют участники. Реакция в духе "составители рейтинга просто дураки", конечно, имеет право на существование, но она не должна быть единственной…
А у нас рейтинг — это и есть сама история. Топ-100, топ-50 – история, которая тут же будет похоронена. Смысл этого рейтинга только в его проведении. Пошумели да успокоились. Жалко ресурсы временные, людские, финансовые.
Есть культурные образцы методик и способов проведения. Я говорю, прежде всего, о рейтингах РИА Новости, но, к сожалению, пока еще нет культуры реагирования на участие и на результат.
Когда мы первый год участвовали в рейтингах РИА Новости, были моменты, что директора ради попадания в топ "подкручивали" данные. Но поскольку рейтинги устроены умно, идет очень тщательная, иногда очень неожиданная проверка данных перед построением рейтинга, такие "подкрутки" обязательно всплывают.
- Наболевшая тема ЕГЭ. Многие говорят, что школьное образование "заточено" под сдачу ЕГЭ, видно ли это при мониторингах?
Можно научить технологии, процедуре проведения экзамена. Чтобы не было страха попасть не в ту клеточку, чтобы понимали, как вести себя на процедуре. Это психологическая подготовка, и школы этим занимаются с выпускниками.
- Куда, на ваш взгляд, вообще движется образование, какие сейчас настроения?
— Общемировой тренд – постепенный разворот образования в сторону индивидуализации образовательной траектории, изменение функций учителя. Следующее — перенос образовательной среды в информационное пространство, в электронную среду…
ДЛЯ СПРАВКИ:
ГКУ Новосибирской области "Новосибирский институт мониторинга и развития образования" создано в мае 2012 года на базе Областного центра мониторинга образования. Задачами центра было проведение эксперимента по введению ЕГЭ, разработка инструментария для оценки качества образования, проведение международных сравнительных исследований качества образования.
Сегодня институт проводит государственную аттестацию выпускников 9-х и 11-х классов области, в том числе ЕГЭ, мониторинговые и аналитические исследования системы образования региона, реализует проекты по развитию школьного образования.