Эксперты продолжают участвовать в общественном обсуждении проекта образовательного стандарта для дошкольников, опубликованном Минобрнауки в середине июня. Как будут различаться образовательные программы в рамках нового стандарта? Изменится ли подготовка педагогов для работы в соответствии с новыми требованиями? На эти и другие вопросы корреспонденту РИА Новости Анне Курской ответила член рабочей группы по разработке стандарта, старший научный сотрудник Московского городского психолого-педагогического университета Елена Юдина.
- Что изменит введение нового стандарта в системе дошкольного образования?
— Введение ФГОС дошкольного образования отразится на всей системе — на педагогах, на детях, на семье. В частности, семья становится реальным участником образовательного процесса. Однако самыми первыми изменения почувствуют сотрудники дошкольных организаций. Например, им не придется теперь уделять столько времени заполнению бумажной отчетности, как это происходит в соответствии с Федеральными государственными требованиями. То время, которое воспитатели должны уделять детям, сегодня в значительной степени уходит именно на это.
Но это только малая часть тех изменений, которые вызовет к жизни стандарт, и которые потребуют достаточно длительного времени. Новый стандарт не призван менять работу в детских садах в одну секунду, однако тренды выстраивания всей системы дошкольного образования в нем заданы достаточно серьезные, и они предполагают проведение действительно большой работы.
Новый стандарт направлен на развитие дошкольного образования в Российской Федерации. В то же время, он работает на развитие маленького ребенка. И основная задача детских садов – создавать условия, при которых дети развиваются, им интересно, а в итоге ребенок полноценно проживает дошкольный возраст, развит и мотивированным переходит на следующий уровень образования. Такие дети действительно хотят учиться в начальной школе. Многим садам придется очень многое менять, а для этого нужно серьезно работать над повышением компетентности педагогов, которая позволит им работать по стандарту. Именно требования к условиям развития детей – к среде развития ребенка, требования к деятельности педагогов и т.п. — наиболее детально прописаны в стандарте. Дошкольный стандарт – это стандарт условий.
- Будет ли стандарт предъявлять единые требования для всех, или в разных детских садах образовательные программы будут различаться?
— Россия — очень большая страна, в разных регионах ситуация различная. Представьте себе условия, которые есть в Якутии, например, на Таймыре, или в Ростовской области – там не только разный климат, но и разная культура, а она очень сильно влияет на образование. И каждый регион имеет право это учитывать в образовании и в развитии детей. Таким образом, перед разработчиками стандарта, в том числе, стояла задача создать документ, который не требовал бы унифицировать образование, а давал бы возможность в разных ситуациях создавать условия, необходимые для успешного развития детей в обстановке эмоционального благополучия.
Также очень важно, чтобы педагоги могли сами выстраивать свою образовательную программу, опираясь на разные варианты примерных, авторских программ. Дошкольную программу нельзя унифицировать даже в небольших странах, а в России в силу большого национально-культурного разнообразия это тем более недопустимо.
Кроме того, существуют законы развития, связанные с возрастом ребенка. Дошкольный возраст очень пластичен, существует большое количество вариантов индивидуального развития детей. Как говорят психологи, индивидуальная норма для дошкольного возраста гораздо более вариативна, чем для взрослых. Нужно обеспечить условия развития для этих таких разных детей, каждому из которых интересно что-то свое. С таким разнообразием, следуя за ребенком, педагогам нужно уметь работать.
Кроме того, семья тоже имеет право выбирать направление развития ребенка, ориентируясь на его особенности. Поэтому для дошкольников должно быть предусмотрено очень много возможностей, в том числе, разные образовательные программы. Неслучайно новый стандарт – это стандарт вариативности образования в условиях разнообразия детства.
- Как будет организовано обучение педагогов для работы по новому стандарту?
— Это чрезвычайно важный момент. Возможности и компетенции педагога – это одна из ключевых точек стандарта, но, поскольку это не стандарт профессии, мы могли определять их лишь косвенным образом. В проекте документа в нескольких местах указаны компетенции, которые мы считаем необходимыми для того, чтобы педагоги могли работать по этому стандарту. Мы полагаем, что на основании этих компетенций система подготовки педагогов, институты повышения квалификации могут перестраивать свои учебные программы. Это очень важно для того, чтобы система дошкольного образования могла работать в соответствии с современными требованиями.
По-видимому, Минобрнауки будет создавать для этого дополнительные нормативные документы. В частности, в соответствии с законом об образовании должны появиться «Квалификационные характеристики педагога дошкольного образования», причем ФГОС дошкольного образования может стать одним из оснований для этого документа.
Уже сегодня, насколько мне известно, в работе находится стандарт педагогического образования. Мы очень надеемся, что разработчики этого стандарта успеют учесть в нем положения проекта стандарта дошкольного образования, который мы сейчас обсуждаем.