Алексей Головань, правозащитник, исполнительный директор благотворительного центра "Соучастие в судьбе" (Москва); София Шайдуллина, журналист, координатор проекта Русфонда "Правонападение"
Материал подготовлен Русфондом в рамках совместного проекта с РИА Новости.
Лифт этот и так не вполне исправен. У обычных выпускников голова после школы полнится сложносочиненными мечтами. Родители выбирают вуз вместе с ними, репетиторы "натаскивают" на ЕГЭ, иногда практически протаскивают на учебу в приличное место.
У детей, оставшихся без попечения родителей, нет помощников. Система профориентации развалена. Среднестатистический детдомовец совсем не забивает свою голову мечтами, он выбирает рабочую специальность и уходит получать ее после девятого класса.
Среднестатистический детдомовец даже не догадывается, что мог бы полностью закончить одиннадцать классов среднего школьного образования и учиться, если хочет, даже в МГУ. А на самом деле государство это предусматривало.
Последний год бесплатного образования сирот
В соответствии с законом от 10 июля 1992 года "Об образовании" сироты, при условии набранного минимального порога баллов на вступительных испытаниях, пользуются правом внеконкурсного приема на бюджет. Причем работает это как для выпускников интернатов, так и для тех, кто воспитывался в опекунских, приемных и патронатных семьях. То есть, если не акцентировать внимание на том, что до лифта дойти непросто, нужно констатировать, что подняться на нем можно.
Что будет означать такое изменение на практике? Об этом много знает и может рассказать волонтер Даша из фонда социальной адаптации воспитанников детских домов "Крылья". Она сама поднялась на лифте, о котором мы говорим.
"На первом курсе я не понимала и 30% слов преподавателей"
Мы познакомились с ней в начале весны в подмосковном отеле, куда благотворители заселили на выходные сорок детей 12–17 лет из четырех детских домов. Разделили их с помощью жеребьевки на группы, выдали по камере, и известные артисты стали учить их снимать кино.
Студентка РГГУ Даша там показывала ребятам, как из гуаши с водой можно сделать коктейль "Голубая лагуна" для нужной сцены. Даша рассказывала им, как общаться с преподавателями и почему нужно делать это вежливо. Дашу дети слушали больше, чем кого бы то ни было другого. Даша для них пример – она вырвалась.
Даша смеется, когда про нее говорят с таким пафосом, но становится серьезнее, когда ее спрашивают про времена поступления.
"Честно говоря, мне казалось, что на первом курсе я не понимала и 30% слов преподавателей. Не понимаю, как справилась", – говорит она. Даша поступила тогда, шесть лет назад, с самыми минимальными баллами. Она еле-еле преодолела порог. По новому закону у нее бы ничего не получилось.
Как сирот лишают льгот
Даша и специалисты точно знают: если отменить внеконкурсное право на зачисление, сирот, сумевших "вырваться", станет еще меньше, чем сейчас. Но те, кто принимают решения, этого словно не понимают.
На закономерный вопрос – для чего ликвидируются преференции, руководство Минобрнауки отвечало нам, что у многих выпускников детдомов отсутствует необходимый уровень знаний, и по итогам сдачи первой сессии их приходится отчислять. Статистических данных о том, сколько сирот в последние годы были приняты в вузы, а также сколько из них потом были отчислены именно из-за отставания в учебе, министерство при этом не приводит. Того, что за нехватку знаний у государственных детей ответственность на самом деле несут они же, сотрудники ведомства тоже будто не понимают.
На закономерный вопрос – для чего убирается льгота – мы можем ответить сами. Не стремление ли это сэкономить бюджетные деньги, необходимые для предоставления полного государственного обеспечения детям-сиротам на время их учебы? Не решило ли государство, что невыгодно кормить этих детей еще пять лет?
Плохо, что об экономии на образовании сирот государство думает, а о том, как этим выросшим его детям без профессии прокормить себя и свои семьи, – уже нет. Без этой льготы смысла возиться с такими, как Даша, даже у самых хороших сотрудников – тоже нет.
Теперь нет ничего грустнее для сирот из хороших детских домов, чем становиться взрослым.
Мнение авторов может не совпадать с позицией редакции