Часто в России дети приобретают статус сироты не по факту смерти родителей, а из-за отсутствия интереса со стороны семьи к своему же ребенку. Почему так происходит? Вопрос непростой. Александра Усольцева — одна из сирот, живущих в Москве, которая по воле судьбы оказалась в детском доме, рассказала Ксении Гусевой и Александру Гезалову о своей жизни специально для проекта "Жизнь без преград".
- Александра, расскажите о своем детстве. Как вы попали в детский дом?
— Когда мне было 10 лет, мою маму лишили родительских прав. Органы опеки отправили меня вместе с младшим братом в приют. Там мы пробыли около года, затем нас распределили в детдом на Варшавской (Москва).
- Что в тот момент происходило с родителями?
— Мама и отчим пили. Пока были с братом в приюте, нас никто не навещал. Уже после того как мы провели в детдоме около трех лет, мама стала приходить к нам. Мы очень удивились этому! Сначала встречи проходили тяжело, потом общаться стало проще. Я сразу узнала маму, а вот брат — нет.
- Мама не хотела вас забрать домой?
— Мы сами этого не хотели, потому что понимали, какая дома обстановка. Бабушка и старшая сестра живут в Екатеринбурге. Сестра решила остаться с бабушкой, а я — жить ближе к маме.
- Сейчас вы поддерживаете отношения с ними?
— Конечно. Бабушка всегда помогала нам с братом, а сестра — по возможности. Была ситуация, когда нас даже хотели усыновить из другой страны, но бабушка написала отказ. Благодаря ей мы остались в России.
- А хотели ли вы когда-то, чтобы вас с братом усыновили?
— Нет. Я знала, что у меня есть мама. Будучи открытым человеком, я, конечно же, смогла бы жить в другой семье, но назвать чужого человека мамой — нет.
- Какие у вас были первые ощущения, когда попали в детский дом?
— Странные. Все было непонятно: слишком много людей. Казалось, что попала в какую-то открытую среду, где все всё видят и знают про тебя. Сложно было научиться жить по режиму. Но мне кажется, я быстро привыкла.
- Какие отношения были с воспитателями в детском доме?
— К воспитателям мы относились хорошо. За то время, что я была в детском доме, их сменилось около двадцати. Правда, иногда устраивали для воспитателей свои детские "проверки". Особенно запомнилась Наталья Георгиевна, которую мы порой даже называли ее "мамой". Сейчас с ребятами ездим к ней в гости. Она никогда нас не жалела. Но сразу замечу, мы (сироты — прим. ред.) очень не любим, когда на нас буквально льется поток жалости: хочется человеческого понимания, а не жалости.
Иногда воспитатели применяли к нам особые методы воздействия, например, вызывали по одному "на ковер" и говорили, что за плохое поведение переведут в другой детский дом или запретят видеться с родителями. Мы, конечно, плакали и сильно переживали, но обычно все заканчивалось благополучно.
- Александра, можно ли было выходить куда-то из детского дома, видеться с родственниками?
— Да, директор детдома разрешала нам по заявлению выезжать из детского дома на выходные. Вместе с братом мы ездили в гости к маме.
- Какой уровень образования был у вас в детском доме? Хватало ли тех знаний, которые вы получали?
— В целом, уровень образования был довольно неплохой, так как я училась в обычной общеобразовательной школе. Экзамены после 9-го класса я сдала на "четверки" и "пятерки". Также у меня была возможность готовиться к занятиям с помощью интернета, проходить тесты, читать литературу.
Гезалов о детских домах: нужно ремонтировать не здание, а систему >>
— Конечно, я размышляла о своей будущей жизни. Всегда мечтала быть мультипликатором и учиться во ВГИКе. Но потом случайно попала на подготовительные курсы при Строгановском училище и решила, что хочу проходить обучение именно там.
- Александра, какие ощущения были перед выпуском из детского дома?
— Страх был. И страх именно перед бумагами, заявлениями. Прежде всего, потому, что раньше я не сталкивалась с этим. Пока ты находишься в детском доме, за тебя все делают социальные работники. Уже потом поняла, что все просто, разобралась во всех непонятных мне бланках. Также мне помогло знание адресов необходимых социальных и государственных служб. Я знала, куда обратиться, если вдруг возникнут проблемы.
- Как вы относились к добровольцам и спонсорам, которые приходили в детский дом?
— Не ко всем приходящим мы относились положительно. Сначала визит добровольцев был радостным, потом уже это превратилось "в обязаловку". Всегда было видно, когда люди приходили в детдом "для галочки". А вот совместные поездки в цирк, на танцевальные фестивали или просто на какие-то мероприятия, то есть все то, что было направлено на наше развитие и познание нового, мне очень нравилось.
- Как сложилась ваша жизнь после детского дома?
— Сейчас мне 19 лет. После выпуска из детского дома я поступила в Строгановское училище, затем получила однокомнатную квартиру, в которой сейчас и живу. Квартиру обустраивала на подъемные деньги, выданные государством. Некоторые вещи я покупала сама, а вот, например, диван выиграла в конкурсе по рисованию, который был организован одним из благотворительных фондов. В тоже время, работать я начала с 18 лет: даю частные уроки рисования детям, надеюсь, что в будущем многие из них станут настоящими художниками. Помимо этого я занимаюсь аквагримом на детских выставках в "Крокус Экспо".
- В дальнейшем вы также планируете посвятить свою жизнь художественному творчеству?
— Сейчас я не могу определиться, остановиться ли на педагогическом направлении, стать преподавателем ИЗО или заниматься только рисунком. Думаю, что к окончанию училища я смогу выбрать.
- Александра, какие сейчас у вас отношения с мамой?
— Отношения с мамой теплые, мы поддерживаем друг друга. Правда, видимся не очень часто: мой график слишком насыщен учебой в колледже и работой. Кроме того, я не могу сказать, что хорошо ее понимаю: сейчас у нее все же бывают запои. В такие моменты у меня опускаются руки, и я не знаю, чем ей помочь. Но когда этот период проходит, мы снова общаемся, все становится хорошо.
- Какая, на ваш взгляд, помощь детям-сиротам будет наиболее успешной?
— Все зависит от конкретного детского дома. Если воспитанники учатся в обычной школе, то, вероятно, необходимо проведение тематических игр, занятий в рамках детского дома. Например, мои художественные навыки развивались благодаря дополнительным занятиям по рисунку с приходящим педагогом. Если же сироты учатся на базе школы-интерната, не выходя никуда за его пределы, то уровень их общего образования гораздо ниже. И в этом случае необходимы дополнительные занятия по основным предметам. Но в целом, было бы лучше, чтобы сформированная рабочая группа добровольцев занималась одним конкретным детским домом, так как у каждого сиротского учреждения проблемы свои, и у всех они разные.