Анна Курская, РИА Новости
Онкологический диагноз – больше не приговор для пациента. Сегодня отечественная медицина, несмотря на все ее проблемы, умеет многое, и помощь в лечении болезни можно найти не только в столице, но и в регионах страны. Специальный навигатор поможет россиянам найти ближайшее к ним медицинское учреждение, где им окажут необходимую помощь при онкологическом заболевании.
Успех в лечении онкологических заболеваний во многом зависит от своевременного обследования, от того, насколько собранно и оперативно действует пациент, насколько он готов сотрудничать с врачом. Огромную роль здесь играет доступность информации о том, где и как можно лечиться.
Навигатор по онкологическим учреждениям, подготовленный РИА Новости в рамках проекта «Социальный навигатор», поможет тем, кто хочет провериться на всякий случай или излечиться уже от существующей болезни.
Узнав о болезни, двигаться дальше
К сожалению, в России сегодня неважно обстоят дела с профосмотрами, которые помогают выявлять онкологические заболевания на ранней стадии. Наши соотечественники обращаются к врачу только тогда, когда появились неопровержимые признаки недуга. Часто к этому моменту болезнь заходит уже далеко.
Правда, здесь намечаются некоторые перемены к лучшему. Министерство здравоохранения 27 ноября опубликовало заявление о том, что каждый взрослый житель страны раз в три года, начиная с 2013 года, должен будет проходить диспансеризацию. Если бюджет справится с этой задачей, то многие онкологические больные смогут узнавать о своих заболеваниях гораздо раньше, чем теперь, и их шансы на излечение будут гораздо выше.
Но в любом случае, когда бы ни был поставлен диагноз, узнав о нем, больной должен, во-первых, перепроверить его у другого врача, и, во-вторых, немедленно начать лечение. План дальнейших действий ему обязан предоставить врач, поставивший диагноз. Однако больному не стоит пассивно плыть по течению, считают специалисты.
«Сейчас есть множество разных способов лечения онкологических заболеваний, врачей с разным опытом, клиник. И есть много доступных источников информации об этом. Ответственность за выбор клиники, метода лечения и лечащего врача все-таки лежит на пациенте, и снимать ее с себя ни в коем случае нельзя», — отметила она.
Непростой выбор метода лечения
Выбирая клинику и врача, следует ориентироваться на традиционную медицину, профессиональных онкологов, избегая «альтернативных» методов лечения, пояснил РИА Новости председатель Общественного совета по защите прав пациентов при Управлении Росздравнадзора по Москве и Московской области Дмитрий Борисов.
«Больному нельзя обращать внимание на обещания всяких кудесников о том, что можно вылечить рак нетрадиционными методами. Мы знаем очень много примеров того, когда люди просто теряют время, и в ситуации, когда человека можно было бы спасти, он погибает», — рассказал он.
Сегодня много полезной информации по лечению онкозаболеваний есть в интернете. Следует лишь обращать внимание на те сайты, которые поддерживаются специализированными профессиональными медицинскими или общественными организациями.
За информацией и консультацией пациенты могут обратиться и к сотрудникам специализированных фондов помощи онкологическим больным. Им помогут совершенно бесплатно.
В поисках психологической поддержки
Врачи говорят, что в происходящем должны принимать активное участие близкие родственники больного. Хотя большинство онкологических заболеваний сегодня выявляется на ранней стадии и успешно лечится, диагноз «рак» нередко лишает человека способности слышать разумные доводы и принимать взвешенные решения.
«Если человек остается один на один с этим заболеванием, он просто теряется. Огромная поддержка должна идти от семьи, от близких людей, от этого зависит очень многое», — подчеркнула Наиля Панарина.
В то же время больным остро не хватает помощи профессиональных психологов – она просто не входит в стандарт оказания медицинской помощи при онкологических заболеваниях, который оплачивает государство. Психолог мог бы помочь больному не только принять свой диагноз и правильно относиться к лечению, но и адаптироваться к нормальной жизни после его завершения. Здесь мы отстаем от развитых стран, например, от Германии.
«У нас в стандарт входит необходимое обследование и операция. А дальше? Последующее наблюдение, сопровождение пациента, поддержка психолога? Этого нет. Женщина выходит из клиники после удаления молочной железы со стрессом, «а что же дальше делать?». Ее нужно психологически подготовить, обучить, как жить с этим заболеванием», — пояснила эксперт.
Некоммерческие фонды помощи онкологическим больным приходят на выручку и в этом случае. Психологи, работающие в фондах, проходят обучение особым технологиям психологической помощи пациентам.
«Даже если человек считает, что он сильный, выносливый и сам все переживет, не всегда у него это получается. Лучше, чтобы его направили, подсказали ему, как себя вести, и что нужно делать ему и его близким», — отметил Дмитрий Борисов.
Медпомощь должна быть доступной
Ни для кого не секрет, что сегодня обеспеченность пациентов онкологической помощью в стране отстает от потребности в ней. Основная нагрузка приходится на краевые и областные онкодиспансеры, которые принимают огромное количество людей. Впрочем, как утверждает Дмитрий Борисов, ситуация в регионах понемногу исправляется.
Центральные клиники с передовым оборудованием и с новейшими методами лечения сегодня не способны принять всех пациентов. Существует проблема очередей, квот на лечение.
Сегодня в разных регионах России создаются несколько крупных центров ядерной медицины. Министр здравоохранения Вероника Скворцова в одном из своих недавних выступлений пояснила, что эти центры объединят практическую деятельность с научными исследованиями, в них будут сосуществовать отделения радиоизотопной диагностики, центры позитронно-эмиссионной томографии и отделения лучевой и радионуклеидной терапии.
Это хорошая новость. Впрочем, ряд медиков восприняли ее с некоторым скепсисом. С их точки зрения, огромные клиники имеют смысл с точки зрения развития диагностики, например, таких ее современных методов, как позитронно-эмиссионная томография, потому что специальное оборудование для этого метода невозможно поставить в каждый диспансер. Но если речь идет о систематическом лечении, то здесь возникают проблемы. Как добираться сельскому жителю до медицинского центра, который расположен на другом конце федерального округа?
«Мне кажется, что лечебные центры, куда пациенты могут ездить на консультацию, за процедурами, должны быть не очень большими, но специализированными и расположенными ближе к их месту жительства. Пусть будет отдельная клиника мужского здоровья, которая специализируется на урологии, клиника женского здоровья, где работают гинекологи и маммологи», — предложила Наиля Панарина.
У онкологического больного сегодня достаточно много возможностей для лечения, много прав, гарантированных ему государством, говорят специалисты. Главное – спокойно и собранно воспользоваться этими средствами, чтобы победить опасный недуг.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции