МОСКВА, 26 мар — РИА Новости. Результаты первого пилотного исследования "Российские музеи в публичном информационном пространстве. Результативность коммуникационных стратегий" представили в МИА "Россия сегодня".
Как рассказали авторы мониторинга, его основными задачами стали: поддержка работы музеев по повышению узнаваемости в публичном русскоязычном информационном пространстве; мотивация к развитию инструментов привлечения внимания аудиторий к уникальным культурным ценностям, хранящимся в музеях, а также контента, создаваемого музеями на этой основе.
«
"Нам кажется, что именно та культурная компонента и те уникальные артефакты — все то, чем обладает сегодня современный российский федеральный музей, это собственно та самая духовная составляющая и тот культурный код, которые хочется максимально ярко транслировать. Мы абсолютно уверены в том, что русскую культуру нельзя отменить. В этом плане повышение узнаваемости музеев в русскоязычном пространстве, и в том числе в дальнейшем в международном, является очень важной задачей", — сообщила руководитель проекта "Социальный навигатор" международной медиагруппы "Россия сегодня" Наталья Тюрина.
Эксперт уточнила, что в 2023 году в модельную группу вошли 69 федеральных организаций, подведомственных министерству культуры РФ, которые являются государственно-национальным достоянием. В фокусе внимания оказались аудитория сайта музеев и общее количество их упоминаний в новостных сообщениях электронных СМИ в контексте прямой деятельности — цифровой след.
"Наше исследование основывается на принципах объективности, достоверности и сопоставимости. Мы идем путем снятия данных с открытых и проверяемых источников для того, чтобы все эксперты и сами музеи могли видеть эту историю и видеть, что происходящее не носит субъективный характер", — объяснила Тюрина.
Руководитель проекта "Социальный навигатор" Международной медиагруппы "Россия сегодня" Наталья Тюрина во время круглого стола на тему "Российские музеи в публичном информационном пространстве. Результативность коммуникационных стратегий"
По словам эксперта, полученные данные показали относительно невысокую среднюю посещаемость сайтов, за исключением организаций, у которых на сайтах присутствовал всесезонный контент и которые эффективно конвертировали информационные поводы в СМИ, а также комментарии своих экспертов в пользовательскую аудиторию.
Она добавила, что, по мнению авторов работы, сайт музея — квинтэссенция его просветительской работы и было очень интересно увидеть, как в течение года идет трафик, то есть как аудитория откликается на контент, который ей предлагают.
Исследователь отметила, что в результате года наблюдений стало понятно, что на интерес к музею напрямую не влияют ни его размер, ни география, ни сезонность. В то же время основными факторами повышения привлекательности служат содержание и качество контента, а также системная работа по насыщению информационного поля.
"Уровень разброса значений и присутствия федеральных московских музеев в медиапространстве абсолютно различный, и это движение, в нашем понимании, связано с теми тактиками и стратегиями, которые музей реализует, они очень разные и по-разному в аудитории откликаются. И даже если, например, мы видим сильный сайт, то, как правило, сам факт нахождения в столице в медиа преимущества не дает. Иногда более сильной может быть медиаполитика в регионе, чем в столице", — объяснила Тюрина.
Опытом такой работы по формированию федеральной музейной повестки поделилась начальник управления общественных связей, рекламы и маркетинга Государственного исторического музея Мария Лемигова.
"Музей создает и новостной, и просветительский контент, и мы учимся говорить в процессе работы с нашей аудиторией об актуальном. И, конечно же, производя контент, мы в первую очередь образовываем, просвещаем и только, наверное, в минимальной степени занимаемся развлечением аудитории", — сообщила она.
Лемигова добавила, что в медиапространстве уделяется мало внимания событиям культуры. По ее мнению, развивать отечественную историю и культуру, прививать интерес к музеям без активного участия отечественных СМИ практически невозможно.
Ее поддержал заместитель директора по развитию музея-заповедника "Сталинградская битва" Тимофей Юрченко.
"Мы за последние несколько лет принципиально изменили свой подход по работе в инфополе, и от режима трансляции текущих новостей пришли в режим планирования информационной деятельности и информационных поводов, ставя для себя задачу постоянного присутствия в медиаполе", — поделился спикер.
Как отметил эксперт, работу со СМИ, с соцсетями и с информационно-просветительскими проектами они выстраивают отдельно. Он уточнил, что когда в проектах музея принимают участие лидеры общественного мнения, то показатели цитируемости, упоминания "взлетают до небес".
В свою очередь заведующая медиасектором музея-заповедника "Музей Мирового океана" Екатерина Говорова сообщила, что для привлечения внимания журналистов необходимо изучать потребности СМИ, поддерживать с ними отношения, выступать на внешних площадках и проводить мероприятия, формирующие репутацию в медиапространстве.
"Мы проводим большое количество мероприятий. Это музейное лицо. Музей – организатор! Музей – эксперт! Музей – это такое учреждение, которое собирает у себя большое количество людей, приглашает к себе, такое гостеприимное пространство", — заявила она.
Эксперты были едины во мнении, что одной из главных целей музейной работы является сохранение и укрепление историко-культурного фундамента страны и национального самосознания россиян.
"Музейное сообщество — это своеобразная сеть, накрывающая своим щитом всю страну и армирующая ее общество, объединяющая регионы в то самое единое культурно-историческое пространство", — подвел итог заместитель начальника Управления проектов в области образования и социальной сферы Международной медиагруппы "Россия сегодня" Геннадий Клюшкин.
В завершение конференции в рамках проекта "Социальный навигатор. Традиции" музеям, показавшим по итогам исследования самые высокие результаты, вручили сертификаты качества.