МОСКВА, 21 июн – РИА Новости. Представители органов государственной власти и педагоги обсудили развитие наставничества в высшей школе при подготовке молодых специалистов на пресс-конференции, которая прошла в пресс-центре медиагруппы "Россия сегодня".
Открывая пресс-конференцию, заместитель министра науки и высшего образования Российской Федерации Ольга Петрова отметила, что Год педагога и наставника поднимает статус педагога на всех ступенях образования, и представила проект "Школа академического наставничества".
"Сегодня мы развиваем наставничество во многих направлениях. Однако академического наставничества как такового не существует, а на него есть большой запрос в вузах и в научной среде. Есть молодые ученые и опытнейшие наставники, которые готовы делиться и убирать тревожность, которая возникает у молодежи. Конечно, можно все пробовать самому, но здорово, когда рядом есть более опытный наставник", – рассказала она.
Заместитель председателя комитета Государственной Думы РФ по науке и высшему образованию Екатерина Харченко сообщила о работе проекта "Женское движение "Единой России", который также предполагает развитие наставничества и в котором могут принимать участие студентки российских вузов.
"Это новый федеральный партийный проект, который начал работу летом 2022 года и уже объединил женщин всех 89 субъектов Российской Федерации. Три основных направления деятельности – политика, женское предпринимательство и общественная деятельность, волонтерство, помощь военнослужащим – участникам СВО и членам их семей", – пояснила она.
Президент Российской академии образования Ольга Васильева рассказала об историческом опыте наставнической деятельности в России, а также о концепции и перспективах развития академического наставничества сегодня.
«
"Несмотря на то что наставничество – древнейший способ передачи опыта, оно никогда не являлось в прямом смысле обучением и воспитанием. Это сложный процесс, когда зрелый человек, носитель практического, духовного и нравственного опыта, влияет на молодого человека, в том числе, что очень важно, через совместную деятельность. Принципы наставничества – прежде всего это уважение к личности подопечного. Второе – уважение к труду. Кроме того, позитивные отношения в коллективе, самостоятельность и умение сделать правильный выбор", – отметила она.
Член Национального совета при президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям, председатель координационного совета Лиги преподавателей высшей школы, руководитель проекта "Школа академического наставничества" Елена Ляпунцова подчеркнула важность межведомственного партнерства для развития проекта.
"Нам нужно знать, что нужно сделать, чтобы быть полезными молодому поколению. Мы хотим, чтобы в каждом вузе возникло наставничество, чтобы мы могли показать преподавателям, кто такие наставники. Наша задача – создать в диалоге концепцию этого движения", – сообщила она.
Заместитель председателя координационного совета Лиги преподавателей высшей школы Юлия Белозерова отметила, что проект "Школа академического наставничества" отражает смысл всех проектов по развитию наставничества в стране.
"Мы видим наставничество в широком взаимодействии всех заинтересованных участников системы высшего образования. Это и преподаватели, и ученые, и будущие специалисты, и работодатели. В наставниках нуждаются не только аспиранты, которые начинают научную деятельность, но и профессионалы, которые приходят преподавать в вузы", – резюмировала она.
2023 год указом президента Российской Федерации объявлен Годом педагога и наставника. Цель года – признание особого статуса педагогических работников, в том числе выполняющих наставническую деятельность. Мероприятия Года педагога и наставника направлены на повышение престижа профессии учителя.