МОСКВА, 7 дек — РИА Новости. Профилактика наркомании – одно из важнейших направлений в борьбе с зависимостью. По словам председателя всероссийского общественного движения "СТОПНАРКОТИК" Сергея Полозова, предотвратить первое употребление запрещенных веществ гораздо легче, чем бороться с последствиями.
Также эксперт рассказал о роли волонтеров, социальной рекламе и планах по созданию государственной программы.
– Расскажите, насколько действенна профилактика наркозависимости?
Профилактика наркомании сегодня – достаточно рабочий инструмент. Он позволяет уберечь человека от первого употребления, особенно если работает в комплексе, вместе с профессионалами – людьми, которые понимают, что делают, потому что есть очень тонкая грань между профилактикой и пропагандой.
Профилактика наркомании сократит расходы простых жителей, попавших в эту беду, на частную реабилитацию. При этом, безусловно, должно быть государственное финансирование, чтобы зависимые имели возможность получить помощь.
Государственное финансирование должно быть, потому что страдают наши граждане. И это позволит сократить количество грабежей, убийств под воздействием различных препаратов, суицидов. Кроме того, наркомания сильно сказывается на демографической ситуации, так как влияет на возможность иметь детей.
– Какие механизмы нужно задействовать, чтобы разработать государственную программу?
Нужно, чтобы министерства между собой договорились – Министерство науки и образования, Министерство просвещения, Минздрав, МВД, чтобы также поддержал Минфин, потому что требуются финансы, для того чтобы обучить волонтеров и сделать систему профилактики регулярной в регионах, методологически ее обеспечить и запустить социальную рекламу.
У нас в России для этого все есть и деньги, и желание, и понимание.
– Какова роль социальной рекламы в профилактике наркозависимости?
У социальной рекламы очень важная роль. Мы сегодня на сессии форума "МЫВМЕСТЕ" поднимали этот вопрос: часто родители не знают, что многие дети в 10–11 лет уже начинают употреблять наркотики.
Соответственно, они не понимают, что уже с 7–8 лет этим вопросом надо потихонечку заниматься. Они не знают, куда обратиться, чтобы получить информацию, как им работать с ребенком, что можно, что нельзя.
Социальная реклама, по сути – это информирование о проблеме, о тех возможностях, которые есть у государства, чтобы предотвратить эту проблему и помочь тем, кто уже попал в зависимость.
Но помимо освещения этой проблемы нужна работа людей на местах – волонтеров, педагогов. Они должны быть подготовлены – и психологически, и практически.
– Что побуждает человека начать принимать запрещенные препараты?
У каждого возраста есть свой мотив для первого употребления. Ребята переходного возраста, 13–14 лет, психологически отделяются от родителей, хотят быть старше и показать свою независимость.
А у ребенка, например, в 10 лет совершенно другой мотив. Чаще всего его кто-то к этому подталкивает. Как ему отказаться?
У взрослого – множество своих причин.
Соответственно, профилактика должна быть настроена на то, чтобы у мотива был контрмотив. Иногда даже случайное разовое употребление наркотиков в юности может погубить карьеру – многие работодатели отказываются принимать на работу людей, которые были вовлечены в употребление.
– Какую роль играют волонтеры в профилактике наркозависимости?
Огромную. Сейчас волонтерство в нашей стране развито очень сильно. Я вижу огромное количество неравнодушных людей и уверен, что кто-то найдет время, для того чтобы заниматься и профилактикой наркомании.
А наша задача – правильно обучить, дать все возможности. И тут важно выстроить и организационную структуру, чтобы у волонтера был документ, свидетельство, что он обучен – тогда все заработает.