Социальный навигатор

Университет для хвостатых. Чему и как учат собак-проводников

Читать на сайте Ria.ru
Зачем кинологам зонтик, что такое собачьи ясли, какой самый главный навык собаки-поводыря и когда она может прогулять занятия на законных основаниях. Ответы на эти и другие вопросы – в материале Регины Парпиевой.
С младых когтей
Российская школа подготовки собак-проводников в Купавне открылась в 1960 году, за это время ее закончили более 4500 "учеников", рассказал директор школы Артем Астанин. Трудятся выпускники по всей России. Материально-технические ресурсы собачьего университета позволяют учить ежегодного более 60 собак-проводников. "В нашей школе имеется племенное поголовье, поэтому мы используем собственных щенят, родившихся от наших подготовленных и проверенных родителей. Сегодня у нас есть четыре беременные собаки, мы ждем очаровательный шоколадно-черно-золотистый приплод наших лабрадоров", – рассказал Артем Астанин.
До трех месяцев щенки вместе с мамой находятся в так называемых яслях – в родильном отделении питомника. "Все вместе играют, развлекаются, мама о них заботится, и одновременно наши воспитатели питомника начинают работу по социализации щенков. Задача, во-первых, приучить собаку к жизни в обществе людей и проверить ее на предмет пригодности в качестве проводника", – отметил директор школы.
Тестирование собак начинается с 45-го дня жизни животного. Первые тесты позволяют определить, из какого щенка может получиться толк, а какой – демонстрирует в раннем возрасте не вполне отвечающее требованиям поведение. "Это может быть отсутствие интереса к людям, повышенный интерес к игрушкам, наша собака должна идти к человеку, она не должна бояться неожиданного появления каких-то крупных предметов, например, открытого зонта. Есть отдельный тест: он так и называется зонтик. Щенок должен спокойно переносить, когда его удерживают принудительно на руках, либо прижимают к полу лапками вверх. Он должен достаточно покорно переносить все эти манипуляции, чтобы мы понимали, что да, скорее всего, этот щенок сможет стать собакой-проводником", – объясняет Артем Астанин. До достижения собакой возраста 8–9 месяцев проводится несколько тестов, все это время со щенками занимаются воспитатели.
В трехмесячном возрасте щенки из родильного отделения переходят в питомник и помещаются в отдельные вольеры. Это практически двухкомнатная квартира для собаки, где есть теплое помещение и уличный вольер, соединенные переходом. До перевода в рабочее поголовье в возрасте 8-10 месяцев социализацией щенков занимаются воспитатели. При этом регулярно проводятся тесты, с целью определения возможных отклонений в реакциях и поведении щенка, которые могут стать причиной его выбраковки.
В дневное время все собаки переходят в уличные вольеры, где содержатся по 2–4 в зависимости от особенности поведения. В течение рабочего дня воспитатели забирают их для занятий: либо на специальную учебную площадку "Городок", где созданы все условия имитирующие условия городской среды, либо в настоящий город. "Самое главное – это социализация: привычка к людям, к детям, к машинам, к резким звукам, к общественному транспорту, включая электрички. Наши щенки с малолетства учатся не бояться метро. Это основная задача", – подчеркнул директор школы подготовки собак-проводников в Купавне.
Собаки как люди
Когда щенку исполняется 8–10 месяцев, он переходит от воспитателя к инструктору-методисту в рабочее поголовье. Здесь его ждет финальное испытание. Тех, кто успешно его прошел, начинают готовить работе проводником. По словам Артема Астанина, собака может быть выбракована на любом из этапов, начиная от щенка и заканчивая почти подготовленной для передачи незрячему. "Мы абсолютно не допускаем ситуации, когда поведение собаки может как-то навредить безопасности инвалида по зрению", – подчеркнул специалист. "У кого-то могут быть слишком выраженные охотничьи инстинкты, проявление агрессии, реакция на других животных или, наоборот, страх и боязнь. Например, собака нормальная во всех проявлениях, но она боится грузовой транспорт. Эта собака будет выбракована" – объяснил директор школы.
"Был смешной случай. Мы гуляли в Санкт-Петербурге с нашими собаками – мальчиком и девочкой – и встретили конную полицию. Мальчик почуял запах лошадей и не сдвинулся с места. Он подождал, пока девочка пройдет, пропустил даму вперед, и тихонечко-тихонечко мимо них прошел. Мы это заметили, между собой посмеялись и подумали, что нужно завести лошадь, чтобы приучать наших собак", – рассказал Астанин.
В школе есть штатные кошки, они принимают участие в тренировках. Собака не должна реагировать на других животных, просто не обращать на них внимание, подчеркивает эксперт. По его словам, проблемы могут проявиться на любом этапе подготовки. Собаки –живые, эмоциональные, думающие существа. Так же, как на людей, на них влияет окружающая обстановка. "Они бывают не в духе, могут завредничать, как дети, и сказать: "Нет. Сегодня мы не работаем. Сегодня мы отдыхаем", – и просто перестать работать", – объяснил директор школы подготовки собак-проводников.
В конце курса подготовки, который может длиться от 6 до 8 месяцев, а иногда и года, собака сдает достаточно сложный экзамен. Он состоит из трех этапов: это общий курс дрессировки, работа в городке на территории школы и самое сложное –в условиях города. Инструктор надевает непрозрачные очки и проходит маршрут с собакой полностью без контроля зрения. "При этом на маршруте обратно мы передаем пса независимому эксперту-кинологу, который не работал до этого с собакой, и она должна его слушаться, легко переходить от одного человека к другому", – отмечает Артем Астанин.
Неразрывный тандем
После того, как экзамен сдан, специалист по социальной работе получает характеристику на собаку от инструктора. Проводник подбирается для каждого человека индивидуально, чтобы получился неразрывный тандем. "Потенциальный владелец собаки вызывается на "заезд", длящийся две недели. В ходе заезда инвалида по зрению учат передвигаться по городу с собакой-проводником, общаться с ней, ухаживать за ней. После чего мы провожаем наших учащихся, наших собак, и потом следим за их судьбой", – рассказал Астанин.
По условиям контракта школа должна не только подготовить собаку, но и обучить ее будущего владельца. Если человек не освоит курс, не сдаст экзамен, нарушит правила внутреннего распорядка школы, то он не сможет получить проводника. "Собака – не игрушка, это живой организм. Мы должны научить ухаживать за этой собакой, следить за ней. Мы дорожим трудом, который мы вкладываем в наших собак. Мы следим за их судьбой и в случае нарушения условия договора собаку можем забрать и передать другому незрячему", – объяснил эксперт.
Но, по словам Астанина, чаще всего владельцы собак души не чают в своих питомцах.
"Люди, в хорошем смысле слова, немножко больны своими собаками, и это хорошо. Кто-то углубляется в кинологию и хочет лучше понимать свою собаку, кто-то начинает помогать другим владельцам собак-проводников, которые только-только получили собаку, кто-то принимает участие в жизни клубов для владельцев собак-проводников, кто-то создает эти клубы у себя в регионах, реализует различные просветительские проекты", рассказал Артем Астанин.
"Собаки-проводники в нашей стране вместе с комплектом специального снаряжения передаются незрячим людям совершенно бесплатно на условиях безвозмездного использования. Это интересная практика. В других странах государство не участвует в подготовке собак-проводников, в мировой практике этим занимаются благотворительные фонды на частные пожертвования. Мы очень рады, что в нашей стране задачу обеспечения инвалидов по зрению собаками-проводниками решает государство", – отметил директор школы.
"Собаки – стайные животные. Испортить любого пса можно тем, что позволить ему стать вожаком вашей стаи. В паре "владелец –собака" вожаком должен быть владелец. Или хотя бы лидером, чтобы собака чувствовала, что она должна подчиниться человеку, потому что он находится в этой иерархической структуре на более высоком уровне. Как стать вожаком для своей собаки мы и учим здесь у нас в нашей школе", – подчеркнул Артем Астанин.
Обсудить
Рекомендуем