Собаки-проводники. Как четвероногие друзья ведут по жизни людей, как меняют ее и почему важно в прямом смысле слова открывать перед такими собаками дверь – в материале Регины Парпиевой.
Регина и Арвин
Выход из главного здания корпуса в МГУ. Каждый журналист когда-нибудь да опаздывает, и мы не исключение. Перед дорогой я выгуливаю Арвина, хотя это еще вопрос, кто кого выгуливает. Понимаю, что пора бы поспешить. Я крепко держу Арвина за основание шлейки. "Арвин, остановка, вперед", – мы начинаем наш путь на интервью. Вдруг трость цепляется за что-то и выпадает из рук. Верный друг рвется помочь. "Арвин, апорт, умница", - он поднимает нужный предмет, и мы доходим до автобусной остановки. Арвин получает заслуженный кусочек.
Пока еще Арвин не умеет читать цифры на транспорте, поэтому мы обращаемся за помощью к прохожим. Пятиминутная поездка в автобусе, поиск валидатора для оплаты, пункт назначения – станция "Метро Университет". Сотрудница службы сопровождения метрополитена давно ждет нас на автобусной остановке: "Здравствуйте! Регина Маратовна? Я буду сопровождать вас до станции "Метро ВДНХ". Я приветствую её в ответ, и мы заходим вместе в здание. Спуск на эскалаторе дается Арвину всегда нелегко. Дважды он очень сильно повреждал задние лапы, поэтому я предпочитаю отпускать его с поводка. В вагоне я снимаю с него намордник, потому что масочный режим давно отменен. Собака-поводырь никогда не причинит вред человеку.
Во время поездки мы разговариваем. Сотрудники службы сопровождения метрополитена доводят бесплатно до любой станции в метро людей с ОВЗ, пенсионеров и многодетных родителей. На платформе я встречаюсь с мамой, которая сегодня играет роль оператора. Мы ожидаем Артема и Людвига. Арвин и Людвиг обнюхивают друг друга, и мы доходим до кафе, где и проходит беседа.
Артем и Людвиг
– Это был 2015 год. Я стоял в очереди на получение собаки в ФСС своего региона, в Чувашии. Я был студентом первого курса юридического факультета. В это время был создан фонд для поддержки людей с одновременным нарушением слуха и зрения "Соединение", который решил заняться подготовкой собак-проводников, которые реагируют не только на голосовые команды, но и на жестовые. Поскольку я имел приобретенные проблемы слуха из-за попытки вылечить зрение, то фонд оплатил полноценный курс обучения. Так я получил Людвига.
– Какие науки преподают нам "лохматые няньки"?
– Они учат нас дисциплине. Обязательно. Неважно время, место. Надо кушать – значит, надо кушать, надо гулять – значит, надо гулять. Помощь Людвига ежедневна, и она начинается от банального дойти от дома до автобусной остановки и впоследствии преодолеть какой-нибудь маршрут из одного конца города в другой. Если говорить о бытовых вопросах, не связанных с дорогой, то здесь он может либо поднять какой-нибудь предмет, либо показать, где он находится.
© Парпиева Регина
Памятник собакам-поводырям
– Существуют ли особенности взаимодействия хозяина и собаки-поводыря?
– Разумеется! Мы до такой степени сработались с ним, что я стал замечать изменение в поведении Людвига в отношении других членов семьи. Если я останусь сидеть на скамейке около дома, а супруга захочет с ним прогуляться, он оборачивается, ищет меня постоянно, высматривает, останавливается и задает немой вопрос: "Эй, а почему ты никуда не идешь".
– Собака испытывает человеческие чувства, она может вести себя как человек?
– Я считаю, что да. Собака умеет испытывать радость, грустить, плакать, скулить, страдать от боли. Чем эти чувства отличаются от человеческих?! Ничем. Боль везде одинаковая, просто, может быть, мы ее ощущаем по-разному. Грусть. Радость. Кто-то высказывает ее эмоциями, словами, поступками. И собаки, когда им радостно, начинают крутиться по полу, облизываться и вилять хвостом. Собаки способны испытывать те же самые ощущения и эмоции, что и человек, только проявляют их иначе. Это можно сравнить с поведением взрослого и ребенка. Ведь и мы по-разному проявляем свои эмоции. Маленькие дети – мимикой, взрослые – словами.
– Арвин иногда ревнует.
– О! Ревность, особенно среди лабрадоров, это ярко выраженное чувство. Людвиг очень сильно обижается, когда я куда-нибудь ухожу без него. Это либо ревность, либо какое-то переживание: ушел без него, куда, как.. Если меня или супруги нет дома, Людвиг постоянно охраняет вход, реагирует на каждый шорох в подъезде, на каждое движение. Он лежит и ждет человека, которого в доме не хватает. Если мы все дома, то он спокойно может лежать посредине комнаты, спрятаться где-нибудь, свернуться в клубочек в уголочке.
– Случалось ли такое, что собака-поводырь свернула с намеченного пути?
– Если это проверенный, известный маршрут, то подобных ситуаций, как правило, не бывает. Но собака все-таки живое существо, и она может отвлечься по физиологическим потребностям. Надо лишь продублировать название маршрута, который был задан и который давно известен, если у него есть наименование.
© Парпиева Регина
Регина и Артем
– В семье, где есть собака, праздники проходят как-то особенно?
– Людвиг на праздники всегда получает подарки, очень радуется им, потому что он полноценный член семьи, и его нельзя обделять. Мы с супругой одариваем друг друга, детей, родственников и родителей, а чем он хуже?
– Какая твоя самая большая мечта?
– Наверное, чтобы хватило сил, здоровья, ресурсов, неважно, финансовых или личных, для того чтобы дать достойное воспитание, образование и вообще помочь состояться в жизни своим детям. Это, наверное, все, о чем я думаю. Для того, чтобы все это реализовать, нужно здоровье. А все остальное вопрос времени, желания и целеустремленности.
– И везде тебе помогает Людвиг?
– Да. Не будь у меня Людвига, я бы не переехал в Москву. Я приехал в столицу поступать в магистратуру, абсолютно один, имея в руках трость и собаку-поводыря. Думал, что поступлю на заочное отделение и уеду. Потом мне предложили поработать, а в сентябре 2019 года я встретил здесь свою будущую супругу. В августе 2020-го мы поженились.
– А она видит?
– Да. Она абсолютно зрячая, абсолютно здоровая. Самостоятельно мы с супругой за год побывали в трех городах: Геленджик, Нижний Новгород и Санкт-Петербург. На этот год мы планируем много, несмотря на то что нас теперь не двое, а трое. Вернее, с Людвигом – четверо.
– Бывает, что кто-нибудь пытается вас откуда-нибудь выгнать из-за собаки?
– Бывает. Но надо попробовать решить конфликт дипломатично, вызвать кого-то из вышестоящего руководства. Если это не помогает, то, к сожалению, выход только один: вызов наряда 02, составление протокола и дальнейшее разбирательство дела. Но я за то, чтобы решать для начала вопросы дипломатично.
Первое, что мы изучаем при получения собаки-проводника, это 181-й федеральный закон о социальной защите инвалидов. В 15-й его статье есть информация про беспрепятственный доступ для собак-проводников к различным видам инфраструктуры на территории нашей страны. Кроме того, сведения о собаках-проводниках имеются в статье КоАП, в кодексе об административных правонарушениях. Отказ в обслуживании гражданина по причине инвалидности или наличия собаки-проводника карается законодательно.
После нажатия кнопки "стоп" на диктофоне Артем решил исследовать здание кафе. Он вернулся радостный. Оказалось, что на входе охранник недоуменно спросил: "А где собака-поводырь? Вы ведь могли бы пройти вместе с ним. Служебный пес имеет право сопровождать хозяина".
Однако на автобусной остановке произошел неприятный инцидент. Водитель автобуса не хотел нас впускать в транспортное средство по причине наличия собак-поводырей. Конфликт получилось уладить, хотя не без труда. В этой ситуации трудно осуждать водителя. Он просто не знает закон. Он ведь не юрист.
Юлия и Мира
© Парпиева Регина
Юлия и ее собака
"Получив собак-поводырей, мы, конечно, ждали абсолютной свободы, беспрепятственных поездок на работу, на отдых и на учебу и посещение друзей, и все это будет свободно, без ограничений и без посторонней помощи, – рассказывает Юлия Пашкова, одна из создателей общества хозяев и собак-поводырей "Мудрый пес". – Однако мы начали встречать не всегда дружелюбно настроенных людей на входе в различные организации, и это несмотря на федеральный закон, который есть в нашей стране, о защите прав инвалидов. Мы встречали недопонимание того, что собака-поводырь приходит в кафе, в музей, ездит с нами в транспорте и приходит в салон красоты. В любые заведения, в которые приходит обычно зрячий/незрячий человек, в нашей ситуации мы приходим с собаками-поводырями, верно будет сказать, что они нас приводят. Без них мы и не попали бы в пункт назначения. И мы это пытались донести каждый по отдельности".
Организация "Мудрый пес" появилась 10 июля 2020 года. В этот день Юлия и ее подруга Светлана Телицына решили, что в Москве очень нужен клуб для владельцев собак-проводников, как и в других регионах. Когда у девушек появились собаки, они начали искать общения с другими владельцами собак-поводырей, искать информацию о том, как ухаживать, заботиться о них и как решать свои проблемы.
"Правильнее и весомее наше слово будет, если мы, объединившись, будем говорить о своих правах с улыбкой, будем сами учить людей с нами взаимодействовать, – считает Юлия. – Потому что, конечно, не все знают о потребностях незрячего человека: что за собака-поводырь, как им помогать и как им не мешать. Поэтому клуб "Мудрый пес" придумал такое решение, что мы сами приходим, чтобы рассказывать о своей жизни, о своих собаках, об их помощи. Для незрячего человека не нужно архитектурных сооружений, нужно лишь побороть информационный барьер, просто поделившись информацией, как можно помочь служебной собаке".
На входной двери почти каждого магазина можно встретить изображение собачки в перечеркнутом кружочке. Хотелось бы, чтобы вместо него был нарисован другой символ: кружок, собачка в шлейке и зеленая галочка. Это поможет решить основные проблемы хозяев собак-поводырей, потому что нас не нужны дорогие пандусы и технические приборы. Нужно лишь, чтобы не только взрослый, но и ребенок знал, что собака-поводырь может сопровождать хозяина в пункте назначения внутри и снаружи без исключения.