МОСКВА, 21 окт — РИА Новости. В Москве открылась международная практическая конференция "Инклюзивное образование и общество: стратегия, практика, ресурсы". В рамках мероприятия эксперты обсудят ключевые вопросы развития инклюзивного образования и успешные практики организаций, которые работают в этой сфере. Об этом сообщили в пресс-службе Московского государственного психолого-педагогического университета (МГППУ).
«
"Важной частью любого современного общества является инклюзивное образование, как индикатор его демократичности и непременное условие устойчивого развития. Подлинная инклюзия — это равноправное и открытое участие всех и каждого в общественных отношениях, исключающих любую дискриминацию, основанную на равном отношении ко всем людям, создающих особые условия для людей, имеющих специальные потребности", — обратилась с приветственным словом к участникам конференции заместитель председателя Правительства РФ Татьяна Голикова.
По словам организаторов, конференция объединяет важные для инклюзивного образования субъекты: ученых, практиков, представителей власти и общественность. Широкое обсуждение вопросов инклюзии уже приносит плоды. Сегодня в российских образовательных организациях из 17 миллионов учащихся — 840 тысяч это особенные дети. За пять лет число таких учеников в обычных классах увеличилось почти на 46 процентов, рассказали участники конференции. Однако наряду с позитивной динамикой эксперты отметили и проблемы.
"Мы видим, что почти на полмиллиона особенных детей у нас приходится семь с половиной тысяч тьютеров. Несмотря на то, что рост числа детей с инвалидностью, к сожалению, стремительный — 13,3 процента за последние пять лет. Поэтому когда мы принимаем решения и закладываем необходимые меры в программы, нужно учитывать не только сегодняшнюю потребность, но и прогнозировать ее с учетом того роста, который мы сегодня имеем по факту", — прокомментировала заместитель председателя Государственной Думы Федерального Собрания РФ Анна Кузнецова.
Среди важных задач она также отметила расширение возможностей ранней диагностики, организацию медицинского сопровождения в местах учебы, создание маршрутизации для родителей особенных детей, которые часто не знают, куда обратиться за помощью. По словам Кузнецовой, фундаментом для решения многих вопросов является формирование массового инклюзивного сознания: принятия и поддержки у общества в целом. Для этого эксперт предложила активнее привлекать СМИ к освещению инклюзивной тематики.
"Для Всероссийского общества глухих эти конференции стали действительно результативными. На пятой конференции мы говорили о нехватке сурдопедагогов в стране. Это был очень серьезный разговор. Именно по результатам наших встреч на предыдущем мероприятии между Всероссийским обществом глухих и Институтом коррекционной педагогики заключено соглашение, и мы уже начали работу в регионах", — рассказала советник руководителя Всероссийского общества глухих Лидия Фролова.
Также одним из новых ключевых запросов инклюзивного образования, по мнению специалистов, стала организация дистанционного обучения для людей с особенностями развития. Эксперты считают, что пандемия особенно обнажила неравенство в этой сфере.
"Инклюзивное образование — это программа, которая призвана реформировать и предоставить всем доступ к образованию. На обучающихся с физическими ограничениями пандемия влияет хуже", — рассказал профессор, заведующий кафедры "Инвалидности и социальной инклюзии" университета Лидса Роджер Сли (Великобритания).
Он также отметил, что более двух миллионов детей по всему миру выпали из образовательного процесса в связи с последствиями пандемии, из них минимум 50 процентов с особенностями развития. У них есть много барьеров, среди которых сложности с транспортом и интернетом в сельской местности.
Конференция проходит в режиме онлайн. В первый день, по словам организаторов, к мероприятию подключились более четырех тысяч слушателей. Все выступления сопровождал сурдопереводчик. Состоялось семь панельных дискуссий, которые также можно было посмотреть дистанционно.
Организаторами мероприятия являются Министерство просвещения Российской Федерации, МГППУ, Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики", Совет при Правительстве РФ по вопросам попечительства в социальной сфере.