МОСКВА, 7 окт — РИА Новости. Школьные психологи в основном работают с учениками с девиантным поведением (67% опрошенных) и классными руководителями (60%), выяснили ученые Российской академии образования.
Они провели мониторинг состояния психологической службы в системе образования, в котором принимали участие более 20,6 тысячи директоров общеобразовательных организаций и почти 16,9 тысячи педагогов-психологов, что составляется почти 70% от всех работающих в школах специалистов этого профиля.
«
"С кем чаще всего работает школьный психолог? У РАО есть достоверные данные: обучающиеся с девиантным поведением — 67%, классные руководители — 60%, обучающиеся с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья — ред.), в том числе обучающиеся на дому — 57%; родители — 56%", — добавляют в пресс-службе.
Кроме того, среди тех, с кем работают педагоги-психологи — обучающиеся, которые испытали агрессивное воздействие сверстников (48%), представители администрации школы (40%), учителя-предметники (30%), обучающиеся с повышенной мотивацией к обучению, в том числе участники олимпиад (25%).
Также среди тех, с кем работают школьные психологи, высок процент учеников, в семье у которых есть проблемы (58%), стоящих перед личностным или профессиональным выбором (48,5%), крайне тревожные или подавленные дети и подростки (40%). Также четверть школьников, с которыми работают педагоги-психологи, имеют конфликты с учителями.
По результатам мониторинга в РАО также составили "портрет школьного психолога", согласно которому 97% специалистов психологической службы в системе образования — женщины, 53% педагогов-психологов моложе 40 лет, 39% имеют высшее психологическое образование, при этом 46% специалистов имеют стаж работы менее пяти лет. По мнению исследователей, последний показатель может говорить о постоянной ротации кадров. Ими также были получены данные о том, что положение или иной документ о психологической службе в региональной системе образования региона есть только в 25 субъектах РФ.
Исследование показало, что в России на одного школьного психолога приходится от 148 до 882 детей. Однако в разных регионах этот показатель может различаться. Только в 12 субъектах РФ на одного школьного психолога приходится менее 400 учеников.
По данным РАО, сегодня перед школьной психологической службой особенно остро встают вызовы "цифрового общества". Среди них риски межпоколенческого разрыва ценностей, размывание возрастных границ детства, распространение игровой и интернет-зависимостей, высокая распространенность кибербуллинга и "группы смерти", рост числа случаев суицидального поведения, проблемы формирования идентичности в связи с "уходом" детей и подростков в сферу виртуального общения, деформация образа "Я" в социальных сетях.