В октябре 2019 года в России утвердили Национальную стратегию развития искусственного интеллекта (ИИ) до 2030 года. В числе поставленных задач – вырастить квалифицированные кадры для этой сферы. Развитие навыков по работе с искуственным интеллектом это цель новой образовательной программы Intel® AI for Youth "Технологии искусственного интеллекта для каждого". Зачем миру изучать ИИ, и чем эта сфера привлекательна для молодого специалиста, корреспонденту проекта "Социальный навигатор" рассказал директор по развитию корпоративного бизнеса Intel в России Сергей Жуков.
– Сегодня многие IT-компании и вузы разрабатывают и запускают курсы в сфере искусственного интеллекта (ИИ). Расскажите о вашей образовательной программе?
– Основные характеристики этой программы заключаются в том, что, во-первых, она разработана без требований на входе: участникам, школьникам последних классов и студентам первых курсов, не нужны серьезная математическая база и навыки программирования. Во-вторых, несмотря на то, что программа IT-ориентированная, она охватывает достаточно широкий спектр знаний. Мы даем вводные, вовлекаем, мотивируем. Анализируем, что такое ИИ, какие задачи он решает, какие в связи с этим могут возникать чувствительные аспекты с точки зрения этики, приватности данных.
Мы также мотивируем участников программы решать практические задачи. И заключительный проект должен быть на это ориентирован: на небольшой пилот с внедрением, получением результатов, чтобы это был практический кейс. По итогам пилотного запуска программы, который начался в мае-июне прошлого года, мы получаем очень хорошие отзывы со всех учреждений.
– В программе доступны к изучению пять предметных областей: Наука о данных, Машинное обучение, Машинное зрение, Обработка естественных языков, Программирование на Python. Почему выбраны именно эти направления?
– Эти пять наименований можно разделить на три логические группы. Наука о данных – это необходимая теоретическая база, чтобы двинуться дальше. Программирование на Python – это инструмент, изучение языка, на котором разрабатываются многие задачи и проекты в сфере ИИ.
И три блока из прикладных частей ИИ. Машинное обучение – это глубокая работа с большими данными, инструмент проведения тренингов, например, чтобы научить компьютер искать какие-то зависимости. Машинное зрение и обработка естественных языков – еще более прикладные направления, самые популярные на сегодня области, которые уже существуют в нашей жизни: гаджеты ежедневно распознают нашу речь, тексты.
– Есть ли возможность талантливому студенту, который успешно прошел вашу программу, попасть на стажировку/работу в компанию?
– Если говорить про Россию, и я думаю, это релевантно большому количеству стран, мы видим дефицит IT-специалистов и специалистов с IT-навыками. С точки зрения ИИ, этот дефицит еще больше. Соответственно, потребность колоссальная. И мы ощущаем конкуренцию на этапе привлечения талантов. Поэтому IT-компании фактически "варятся" в профильных учебных проектах, они готовы предложить успешным кандидатам практику, стажировку, иногда даже работу. Портфолио, которое можно создать, обучаясь по нашей программе – оно осязаемое, реальное и может в этом помочь.
– Какие социально направленные проекты с использованием элементов ИИ уже разработали участники программы?
– Первое обучение студентов началось осенью, в январе-феврале мы провели конкурс проектов и совсем недавно анонсировали результаты. Победитель конкурса среди школьников разработал приложение "Психодиагностика", которое определяет психическое состояние звонящего и отправляет информацию врачу для дальнейшего анализа и реагированиях. Разработка одного и преподавателей позволяет изучать тему машинного зрения на реальном проектном решении по нейрореабилитации людей. Учащиеся создают игру, в которой, активируя определенные группы мышц и стимулируя таким образом мозговую активность, можно восстанавливать нейронные связи поврежденных участков головного мозга.
© Фото : из личного архива Сергея Жукова
Сергей Жуков
– Сфера ИИ привлекает новых специалистов своими интересными задачами и перспективами: например, компании в этой сфере нередко получают большие инвестиции, быстро выходят на рынок, их поддерживает государство. Не будет ли рынок переполнен лет через 20 кадрами?
–Технологии ИИ – очень востребованная, популярная и динамично развивающаяся сфера во многих странах, Россия - не исключение, ИИ – это стратегическое направление развития. В 2010 году эксперты образовательных программ Intel готовили презентацию о профессиях будущего. Тогда некоторые звучали футуристически: инженер знаний, специалист по сбору данных, виртуальный преподаватель, инженер по нанотехнологиям. А сегодня, если не половину, то около половины подобных профессий мы можем найти на сайтах вакансий. И сегодня мы точно также можем представить себе некоторые профессии будущего. IT глубоко проникает во все сферы жизни. Поэтому я этого риска не вижу, ведь масштабирование IT не только требует новых специалистов, но и повышает требования к базовым навыкам любого человека.
– Некоторые эксперты утверждают, что с развитием технологий ИИ "мир никогда не станет прежним". От чего зависит, каким будет этот прогноз – позитивным или негативным?
– Когда мы выходим на новую ступень развития, появляется не только больше возможностей, но и больше каких-то пограничных зон, это естественно. С точки зрения здравого смысла и человеческих ценностей, не только с точки зрения эффективности мы должны это все отрабатывать и анализировать. Но в любом случае этот тренд, я считаю, позитивный, и в персональном использовании, и в корпоративных или государственных организациях. Так, наша компания внедряет в собственные бизнес-процессы решения, связанные с использованием искусственного интеллекта, что уже принесло нам в 2020 году более 1,5 млрд долларов.