МОСКВА, 23 мар – РИА Новости. Ровно год назад российские школьники ушли на внеочередные каникулы, вызванные быстрым распространением COVID-19. Начавшаяся так "эпоха удаленки" запустила в обществе широкую дискуссию о недостатках и преимуществах онлайн-обучения. Насколько хорошо прижился и что полезного принес дистанционный формат образования, РИА Новости выяснило у родителей школьников из разных городов России. Имена героев изменены.
Не так страшен черт
Начало пандемии и стремительное наступление вируса потребовало принятие решительных мер. С 23 марта 2020 года школьники ушли на внеочередные каникулы, и лишь спустя три недели школы заработали вновь.
"Конечно, весна была шоком. Не скажу, что дети сильно расстроились, но учеба точно пошла насмарку, по крайней мере, почти до лета", – поделилась Светлана Смирнова из Екатеринбурга, мать двоих школьников.
Очевидной и главной трудностью весеннего этапа удаленки стала техника: многие преподаватели, как, впрочем, и дети, были в растерянности из-за обилия новых сервисов, внезапно ставших необходимыми, а у некоторых семей не хватало нужных устройств. Как отметили собеседники РИА Новости, запоминать логины и пароли от десятка разных платформ оказалось не так просто, а злополучные "дисконнекты" выпили немало крови как у учителей, так и у родителей.
Строгий режим самоизоляции времен первой волны превратил всех в домоседов, и не всем школьникам и их родителям пришлись по душе эти недели вынужденного тет-а-тет. Для детей затворничество стало испытанием терпения, а для родителей – внимания и чуткости.
"Слава Богу, у нас в семье вполне доверительные отношения, и ни наши трое детей, ни мы с мужем, кажется, не испытали совершенно никаких неудобств от такого заточения. Но в некоторых знакомых семьях, особенно где родителям приходилось работать из дома, всем пришлось, кажется, немного поскандалить", – рассказала Наталья Гумилева из Казани.
Труднее всего весной пришлось выпускникам. Хотя, по словам большинства родителей, мотивированные дети получили больше времени на подготовку к уже намеченным экзаменам, многие оказались дезориентированы. Главная причина стресса, по наблюдениям собеседников РИА Новости, это потеря контакта с преподавателями в самый ответственный момент подготовки и неразбериха с датами экзаменов.
Удаленка, по мнению родителей, заметно заострила проблемы в коммуникации, которые и так были у некоторых педагогов. Однако другим, напротив, эта ситуация дала палитру новых возможностей – не очень большую, но существенную.
"Большинство родителей, к сожалению, находят в педагогах то, что ожидают найти, не очень вникая в реальные проблемы и успехи. Надеюсь, более близкое общение со своими детьми-школьниками помогло кому-то лучше понять специфику современной школы и психологию современных детей", – отметила Екатерина Овечкина, многодетная мать и педагог из Твери.
Мобилизация прошла успешно
Осеннее полугодие текущего учебного года в регионах прошло с минимум удаленки, зато московские школьники отучились дистанционно почти три месяца. По общему мнению собеседников РИА Новости, мобилизация ресурсов и коллективов большинства школ прошла вполне успешно – главные неудобства весеннего периода уже не повторились.
"Осенью наша школа всего один раз уходила на дистант, и прошло это совершенно гладко, никто не заметил какого-то дискомфорта или ухудшения процесса", – сообщила Светлана Смирнова.
Смирившись с временными неудобствами, многие родители не только стали лучше понимать школьные трудности детей, но и вошли во вкус как наставники и воспитатели. Зачастую школьникам это оказывалось необходимо: возможность "выйти к доске", не вставая со своей кровати, дает не только массу свободного времени и сил, но и приводит к падению дисциплины – катастрофическому, как отметили некоторые родители.
Более плотный семейный контроль и отрыв от привычной компании также заметно ударили по мотивации школьников, особенно подростков. Некоторые родители признались, что за весь период изоляции так и не смогли придумать, чем же отвлечь ребенка от компьютера.
"По моим ощущениям, дети как-то подозрительно быстро и легко привыкли к изоляции. Вместо прогулок и встреч с друзьями на улице стали "зависать" в Zoom и после уроков, просто болтая. При этом они были куда активнее, чем во время учебы", – посетовала Александра Сенникова из Москвы.
С другой стороны, сообщили собеседники РИА Новости, выполнение разного рода контрольных заданий стало даваться проще, и вовсе не только из-за возможности "загуглить" что угодно или втайне от учителя отправить готовые решения товарищам: нервозность детей в домашней обстановке оказывалась, как правило, на порядок меньше, чем в классе.
Главным достижением осени, по мнению родителей, стала уверенность, с которой педагоги и дети поддерживали виртуальный контакт друг с другом. Неприятные аспекты удаленки постепенно сошли на нет или стали привычными, выявив ее сильную сторону – гибкость и серьезную экономию времени.
"Младшая дочь с большим удовольствием теперь занимается со своей учительницей по скрипке дистанционно, почти всегда. Преподаватель – женщина уже немолодая, поэтому и для нее это намного удобнее, так как не надо тратить кучу времени и сил на дорогу в музыкальную школу", – рассказала Наталья Гумилева.
Хотя по общему мнению родителей дистанционное преподавание в школе еще не может выступать полновесной альтернативой очных занятий, ценность полученного опыта, несомненно, велика. Например, благодаря опыту массовой удаленки современная школа получила возможность сохранять полный контакт с детьми, ушедшими на больничный, а многие педагоги обогатили свой арсенал рядом новых приемов и подходов.