Уже около месяца образование в России и мире глубоко изменяется, стараясь безболезненно адаптироваться к дистанционному режиму. Пока одни педагоги надеются, что вскоре все вернется на круги своя, другие активно осваивают новую реальность. Как быть и к чему готовиться учителю в ситуации мировой неопределенности, РИА Новости рассказал директор Института повышения квалификации и переподготовки кадров Российского университета дружбы народов Антон Севастьянов.
– Антон Леонидович, многие специалисты говорят о том, что пандемия меняет требования к педагогу. На ваш взгляд, образование станет прежним?
Специалисты РУДН совместно с Московским институтом психоанализа провели масштабное исследование, изучив опыт перехода в онлайн московских учителей и родителей. Полученный нами вывод может прозвучать громко: думаю, прежним образование не будет уже никогда.
Теперь, когда всем педагогам пришлось преодолеть барьер в освоении онлайн-технологий, большинство, уверен, понимают, что дистанционное образование может быть не только неудобным или неизбежным, но и качественным, и комфортным. Вопрос в том, как мы будем адаптироваться к новой специфике.
Даже когда пандемия закончится, мощный импульс развития онлайн-образования вряд ли иссякнет. Сейчас рынок этих услуг просто бурлит: аудитория увеличилась в разы, обострилась конкуренция, появляется множество новых игроков. На наших глазах формируется новая среда распространения знаний.
Конечно, среди педагогов останутся приверженцы сугубо очных, традиционных подходов к образованию. Конечно, предстоит много работы по созданию и оптимизации методик, адекватных новым форматам. Однако опыт, получаемый педагогическим сообществом в это непростое время, несомненно, сделает нас эффективнее, и роль интернет-технологий здесь переоценить трудно.
– Что отличает онлайн-обучение от традиционного очного?
Механика дистанционного преподавания разительно отличается от классической классно-урочной системы. Техники и приемы, действенные при живом контакте, в новых условиях, очевидно, просто не работают, и это касается буквально всех аспектов — от способов подачи информации до контроля знаний. Этой проблеме и было посвящено наше исследование.
Главный момент здесь — трудность удержания внимания. К счастью, современные медиа- и интернет-технологии дают нам богатую палитру возможностей для того, чтоб помочь ученику оставаться в фокусе. Поддерживая правильный ритм урока, грамотно организуя интерактив, преподаватель должен стремиться компенсировать недостатки “удаленки”.
Однако, стоит понимать, что для многих онлайн-обучение может оказаться непростым испытанием ответственности и воли. На наш взгляд, дальнейшее развитие дистанционных форматов будет сопряжено с развитием систем сопровождения (тьюторинга) и контроля действий учеников (прокторинга), которые позволят повысить итоговое качество знаний.
При этом, по всей видимости, качество образовательного сервиса, то есть совокупность технических и административных решений, определяющих пользовательский функционал, будет важно не менее, а может и более, чем само содержание образовательных курсов — начиная от пособий и заканчивая именитыми лекторами.
– Каковы ключевые принципы для педагога в новых условиях?
Первый и главный принцип на текущем переходном этапе – отказаться от попыток перенести в онлайн привычные методики очного преподавания. Ни в коем случае не стоит ограничиваться простой трансляцией информации и проверкой обычных домашних заданий. Залог успеха сейчас — в поиске новых форм взаимодействия.
Хорошим примером такого формата является так называемый “перевернутый класс”, способствующий развитию критического мышления. Эта модель предусматривает самостоятельное освоение материала с последующей дискуссией или игрой, в которой учитель выступает модератором.
Вообще, роль педагога заметно меняется. В интернете классическая тактика преподавания превращает учителя в “говорящую голову”, что означает провал и потерю аудитории. Учитель должен быть ментором и организатором коллективного действия, а не тем, кто озвучивает факты.
Среди инструментов, которые помогут улучшить контакт с учениками – проектная или поисковая деятельность индивидуально и в малых группах, взаимооценивание самими учениками, создание виртуальной среды внутриклассного общения и взаимодействия. Эти и множество других приемов способны качественно повысить уровень вовлеченности.
Поскольку теперь, фактически, все обучение стало домашним, кардинально повысилось значение самоорганизации. Реально оценить качественные потери или приобретения образования, наверное, мы сможем лишь по окончании пандемии, поэтому нельзя забывать, что главное – научить учиться.
– Как перейти к учебе онлайн без потери качества?
На наш взгляд, педагогическое сообщество сейчас должно разрешить две центральные проблемы. Во-первых, устранить дефицит актуального контента, соответствующего возможностям современных технологий. Во-вторых, преодолеть нехватку психологической сноровки, необходимой для сохранения и развития контакта с удаленной аудиторией.
И то, и другое само по себе — непростая задача. Особое значение в этой связи приобретают образовательные программы, способные в емкой форме дать педагогу весь комплекс новых навыков.
В первую очередь, преподавателю может понадобиться поднять уровень информационной культуры и получить четкое понимание того, что есть что в мире современных технологий. Не казаться ученикам “устаревшим” – важный шаг к продуктивному взаимодействию.
Ключом к эффективной “удаленке” является не только умение психологически корректно вести онлайн-уроки, но и способность организовать практические занятия, в том числе и в виртуальном пространстве. Не менее важны навыки организации игр и дискуссий, а также индивидуального удаленного общения – в рамках консультаций или воспитательной работы.
РУДН с 2016 года успешно развивает целый ряд дистанционных курсов, среди которых есть и те, что посвящены педагогическому мастерству в виртуальной образовательной среде. Руководствуясь результатами нашего исследования и опытом, полученным с начала масштабного перехода образования в онлайн, мы переработали и усовершенствовали курс “Современные онлайн технологии в образовании”, а также запустили принципиально новый практикоориентированный курс “Виртуальная педагогика”.
В рамках этих программ преподаватели как школ, так и учреждений профессионального образования полностью дистанционно могут освоить актуальные психологические техники взаимодействия с учащимися, повысить навыки педагогического дизайна и познакомиться с передовыми методиками, закрепив приобретенные знания разработкой авторского курса.