Для многих режим самоизоляции — это не просто работать и учиться из дома. Дети не могут выйти на улицу, а взрослые получают от них массу вопросов: почему нельзя погулять? Что такое вирус? Что мы будем сегодня делать? На эти и другие вопросы корреспонденту "Социального навигатора" ответила младший научный сотрудник лаборатории развития ребенка Московского городского педагогического университета Анна Якшина.
— Как объяснить ребенку, что сейчас нужно быть дома и меньше контактировать с окружающими?
— Для разговора с ребенком подойдут самые простые слова и конкретные действия. Спросите у ребенка, что он уже знает о вирусе, попросите нарисовать его. Если ребенку страшно, то можно, используя тот же рисунок, превратить страшный вирус во что-то безобидное, придумать "уменьшитель", посадить его в клетку или придумать защитника.
Расскажите, что коронавирус похож на простуду, им можно заразиться от других людей. Но можно справиться, если оставаться дома, постараться ничего не трогать на улице, в подъезде и мыть руки. Здесь важно обратиться уже к имеющемуся у ребенка опыту.
Отдельно можно поговорить про мытье рук, выучить стишок или песенку, которая поможет мыть руки правильно и в нужное время. Важно показать ребенку, что в этой ситуации "мы вместе и мы справимся", есть конкретные шаги, которые могут помочь. И если он заболеет, то близкие будут рядом и помогут.
— Есть ли негативные последствия у длительного пребывания ребенка дома? Как их минимизировать?
— Риски могут заключаться в том, что ребенок будет проводить много времени перед экраном телевизора или компьютера. Сейчас доступно много интересных прямых эфиров, фильмов, мультиков, однако экранное время все-таки нужно дозировать. Все и сразу посмотреть невозможно, да и не нужно. Ребенок, если захочет, может посмотреть что-то интересное, узнать новое, но не приниматься сразу за вторую серию.
Пусть попробует нарисовать свои впечатления, поэкспериментировать, прожить их в игре, например. Важно, чтобы разные гаджеты были не самоцелью и заменителем реальной жизни, а средством. Еще одним риском может быть гиподинамия, здесь важно создать условия для двигательной активности дома.
Ситуация самоизоляции кроме рисков несет в себе и ресурс. За это время можно укрепить отношения, побыть рядом с любимыми людьми. Это время для совместности, душевных разговоров и эмоциональной поддержки.
— Нужен ли режим в такой ситуации? Какие особенности режима для детей разных возрастов?
— Хорошо бы, чтобы режим остался прежним. Он важен, потому что задает ритм, делает мир более предсказуемым для ребенка. За время самоизоляции можно вместе придумать новые домашние традиции, которые станут частью домашнего уклада и будут повторяться изо дня в день. Можно вместе с ребенком сделать наглядную модель дня в виде круга, секторы которого будут обозначать разные события дня.
— Какие рекомендации для организации пространства квартиры/дома можно дать родителям? Где и как играть?
— Дома играть можно, где угодно. Если есть какие-то опасные зоны, договоритесь с ребенком, что там играть нельзя. Важно, чтобы дети могли трансформировать пространство. Например, использовать для этого стулья, ткани, столы, покрывала, подушки и так далее.
Можно предложить ребенку разные, так называемые открытые или неструктурированные материалы, которые можно использовать в соответствии со своими замыслами. Годится все, что уже есть у вас дома. Например, обувные коробки, бумажный скотч, покрывала, подушки, фольга, бумага, разные веревки, одежда для переодевания, стаканчики, ватные диски, кубики, какие-то природные материалы.
Создайте условия, поддерживающие инициативы ребенка, побуждающие его придумывать, изобретать и мастерить, а не повторять по образцу и во всем зависеть от взрослого. Посмотрите на детскую комнату и дом в целом глазами детей. Все ли материалы и игрушки им доступны? Есть ли свободное место? Есть ли укромное местечко, где можно расслабиться и отдохнуть, например, уютный домик под столом с подушками? Есть ли возможность подвигаться? Домашняя среда должна отвечать разным потребностям ребенка.
— Можно ли как-то необычно подойти к детскому творчеству?
— Можно экспериментировать с разными материалами, которые уже есть дома. Предложите ребенку не только стандартную офисную бумагу А4, но и, например, пергамент для выпечки, бумагу для акварели, крафтовую бумагу, старые обои, кусочки оберточной бумаги, салфетки. Пусть будет большой выбор разных фактур и размеров. Еще понадобятся краски, карандаши, мелки.
Можно поискать вместе с ребенком, чем дома еще можно порисовать, кроме этого набора, например, чайным пакетиком или свекольным соком. Еще один "открытый" материал, который может увлечь ребенка и поддержит его творчество — соленое тесто. Можно сочинять и лепить сказки, играть с фигурками. Также можно предложить игры и эксперименты с водой, сыпучими материалами.
Во время самоизоляции у детей будет много свободного времени. Если при этом в доступе у ребенка будут разнообразные интересные материалы, из которых можно сделать все, что угодно, это поддержит развитие его инициативности, творчества, мышления и игры. При этом ребенку не нужен постоянно "висящий" над ним взрослый, организующий занятие за занятием, нужен взрослый друг, взрослый-партнер, поддерживающий, зажигающий и вовремя отходящий на второй план.
— Чем новым и интересным занять детей разного возраста?
— Любое повседневное дело может стать интересным и необычным, если рядом увлеченный взрослый, готовый поддержать и подкинуть неожиданный вопрос. Мне кажется, здесь хорошая стратегия — присмотреться к ребенку, спросить у него и понять, что именно ему интересно, что хотелось бы узнать, чему научиться. И исходя из этого, предлагать новые идеи. Например, можно вместе придумывать продолжения уже известным и любимым сказкам, поставить спектакль или сделать теневой театр.
Попробуйте вместе приготовить любимые блюда. Например, можно испечь блины. Вместе замесить тесто, придумать, как сделать необычные блины, поэкспериментировать и записать рецепт в книгу. Можно выбрать любимые семейные фото и сделать альбом, записать истории, можно написать сценарий и снять домашний фильм.
— Если все-таки гулять, то где? Можно ли посещать детские площадки?
— Нет, сейчас лучше совсем не ходить на детские площадки и в парки. Если вы живете в городе, постарайтесь максимально оставаться дома. Конечно, детям и взрослым нужны свежий воздух и двигательная активность. Постарайтесь создать условия для этого дома: чаще проветривайте, поддерживайте оптимальный режим температуры и влажности, делайте вместе с детьми зарядку, придумайте свои смешные движения. Например, как двигаются разные животные, сказочные существа и так далее.
Предложите им потанцевать под музыку, поиграйте в любимые подвижные игры. Вспомните, в какие игры вам нравилось играть в детстве, например, "Море волнуется раз", "Совушка"... Можно, например, построить полосу препятствий из подручных материалов: табуреток, коробок, стульев, конструктора, тканей — и постепенно ее усложнять.